Чардаш — это всемирно известный венгерский танец, который распространился с невероятной скоростью. Современникам было сложно поверить, что когда-то его не существовало. Несмотря на то что название танца переводится как «танец в харчевне» (трактире), он быстро завоевал популярность среди всех слоёв общества, включая высшую аристократию Венгрии.
Музыкальное признание
Ритмы чардаша вдохновляли великих композиторов. Ференц Лист насытил ими свои Венгерские рапсодии. Мелодии и энергия танца нашли отклик в творчестве Иоганнеса Брамса и Петра Ильича Чайковского, что свидетельствует о его международном культурном значении.
Народная любовь и характер
В самой Венгрии чардаш стал поистине национальным достоянием, вытеснив многие другие танцы. Его исполняют по всей стране. Характер танца живой, страстный и виртуозный. Это отражается в народной шутке-присказке танцора: «Мал мне этот дом, я ногами выбиваю его бока!», а также в выражении, описывающем быстроту движений — ноги танцора «ходят веретеном».
Триумф на балетной сцене
Распространению чардаша в России значительно поспособствовали выдающиеся деятели искусства. Венгерский танцовщик Альфред Бекефи познакомил с ним русскую публику. Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа блестяще воплотил его дух в «Венгерском танце» из балета «Раймонда». Не менее важный вклад внёс хореограф Лев Иванов, поставив танец на музыку «Второй рапсодии» Листа в балете «Конёк-Горбунок».
Эволюция: от сцены к бальному залу
Яркая сценическая жизнь чардаша привела к его следующей трансформации. В начале XX века появилась его бальная версия, созданная А. Царманом. Этот изящный и динамичный парный танец пользовался огромной популярностью в светском обществе на протяжении нескольких десятилетий, завершив путь чардаша от народного праздника до салонов и концертных залов.