Полька: история и распространение чешского народного танца

Происхождение и характер танца

Полька — один из самых известных и любимых чешских национальных танцев. Интересно, что у неё есть и другие названия, такие как нимра или мадера. Слово «полька» происходит от чешского «půlka», что означает «половина». Это связано с основным движением танца, которое состоит из быстрых полушагов, соединённых лёгкой «приставкой». Полька — это быстрый, энергичный и жизнерадостный танец, который вместе с вальсом и мазуркой стал одной из основ бальной культуры XIX века.

Полька в чешской культуре

В Чехии ни один настоящий праздник не обходится без весёлой и задорной польки. Её знакомая и радостная музыка просто не позволяет людям усидеть на месте. Этот танец полюбился не только чехам, но и их соседям — венграм, словакам, сербам. На традиционных праздниках часто собирается 40–50 пар. Танец обычно начинается с одной пары, к которой постепенно присоединяются другие, создавая в финале сложный и красивый живой рисунок из движущихся танцоров.

Рождение бальной польки

Из народного чешского танца со временем родилась его бальная версия. История сохранила даже точную дату её «открытия». Считается, что в конце лета 1835 года чешский педагог Йозеф Неруда увидел в деревне крестьянскую девушку, которая танцевала под собственную весёлую песенку. Искренность и мелодичность её пения в сочетании с живыми, задорными движениями так очаровали Неруду, что он запомнил танец и решил представить его в светских салонах. Сначала он показал его в Праге, затем в Вене, где танец сразу завоевал популярность.

Триумф в Париже

Однако настоящую мировую славу польке принёс Париж, который в то время был законодателем танцевальной моды. Поначалу, около пяти лет, танец существовал в полулегальном статусе, пока в 1840 году известный французский танцмейстер Целлариус не решился представить его в одном из фешенебельных парижских салонов. Успех был ошеломляющим. Современники писали, что на следующий день «парижане сошли с ума» и все бросились учиться танцевать польку. Танцмейстеры, не знавшие нового танца, подвергались насмешкам. Сам Целлариус признавался, что этот «богемский народный танец» принёс ему огромный доход. Так скромное открытие чешского учителя покорило весь мир.

Эволюция и наследие польки

Со временем появилось множество разновидностей польки: полька-галоп, котильон, полька-мазурка и другие. Однако классическая, изначальная полька пережила всех своих «потомков» и осталась самой популярной. Танец прочно вошёл в культуру многих народов, везде немного видоизменяясь и приобретая национальный колорит, но сохраняя свою суть — сочетание силы и подвижности мужской партии с кокетливой грацией женской. Сегодня существуют венгерская, немецкая, финская, шведская, польская и даже бразильская польки, что говорит о её поистине всемирном признании.