Детская справедливость на даче: история о венике, метле и вечном споре

Художник Марина Скепнер

Дачные хлопоты и детская скука

Приезд на дачу для меня всегда превращается в стремительный марафон по садоводству: посадки, прополка, обрезка и полив. Пока я ношусь по участку, дети, Яся и Лёха, обычно скучают, доев свой привычный доширак.

– А чем нам заняться? – спрашивают они, глядя на мою кипучую деятельность.

Предлагаю им присоединиться к полезным делам: прополоть траву под смородиной или вокруг крыжовника. Ответ предсказуем и единодушен: «О нет! Только не это». Пытаюсь заинтересовать их сбором сухих веток для печки или уборкой игрушек, но все варианты встречаются решительным отказом.

Неожиданный интерес к уборке

Ситуация меняется, когда я вскользь упоминаю возможность подмести пол. Эта идея почему-то кажется Ясе более привлекательной, чем все предыдущие.

– А чем мести? – с интересом спрашивает она.

Показываю на веник, и Яся воодушевлённо соглашается. Однако её энтузиазм мгновенно заражает Лёху, который тоже заявляет о своём желании подметать. Тут же возникает первый конфликт: Яся, считая идею своей, не хочет делиться.

– Нет, мести буду я!

Лёха, недолго думая, хватает метлу и начинает размахивать ею, что только усиливает протесты сестры.

Спор о справедливости

Яся взывает к справедливости: она первая вызвалась, значит, и право подметать должно быть за ней. Лёха же видит несправедливость в другом: почему ей можно, а ему нет, если он тоже хочет? Мои попытки предложить ему альтернативные занятия – протереть стол, полить сирень или малину – разбиваются о его упрямое «Я хочу подметать. Чего неясного?».

Оставив детей разбираться самим, я ухожу пересаживать гортензию. С террасы ещё долго доносятся крики, обвинения и в конце концов – рыдания Яси, которую Лёха стукнул метлой. Его оправдание простое: «Я подметаю, а она у меня под ногами путается!».

Поиск компромисса и новая задача

Чтобы разрядить обстановку, я предлагаю Ясе сходить за шишками для украшения клумбы с гортензией. Она соглашается, но, едва она берёт пакет, Лёха заявляет, что тоже пойдёт.

– Ты же метёшь? – удивляюсь я.

– Почему она всегда делает, что хочет, а я нет? Это несправедливо! – звучит его вечный вопрос.

Пока Яся собирает шишки, Лёха, оставшись один, решает доказать своё превосходство и принимается заново подметать уже убранный ею пол.

Усталость и философские выводы

Когда Яся, довольная, пьёт чай с печеньем, Лёха появляется на пороге уставший и угрюмый. Он жалуется на боль в руках и ногах, но с гордостью отмечает, что стало очень чисто. Однако его тут же одолевают новые сомнения.

– Почему я работаю, а она отдыхает? Это разве справедливо?

Мои доводы о том, что его никто не заставлял, что он сам хотел доказать своё умение, и что чайник стоит на столе для всех, не находят отклика. Лёха погружается в философию собственного невезения.

– Она метёт – ей нравится. А мне нет. Она пьёт чай – ей нравится. А мне опять будет нет. Печенье будет невкусное, чай на меня выльется... Короче, даже думать противно!

И, подводя итог, констатирует: «И никакой тебе справедливости». В этой детской истории, как в капле воды, отразился вечный поиск баланса между личным желанием, правом первенства и представлением о честном распределении обязанностей и удовольствий.

P.S. Если вы вдруг в Москве – в четверг 17-го июня в семь вечера в павильоне №8 на Красной площади (там сейчас Книжный фестиваль) буду рассказывать про книжку «Приемная мама», приходите!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: О справедливости.