Дистанционное обучение: личный опыт адаптации и воспитания самостоятельности

Вспоминая опыт старшей дочери, понимаю, что основные трудности школьных лет стёрлись из памяти. Единственное, что осталось ярким воспоминанием, — это переход на систему ЕГЭ.

На тот момент ей было 16 лет — возраст, когда формируется взрослая, осознанная личность. Она самостоятельно справилась со всеми вызовами и успешно сдала экзамены. Сегодня она работает учителем иностранных языков, что подтверждает её успех.


Сейчас мой девятилетний сын сталкивается с переходом на совершенно новый формат образования — дистанционное обучение.

Этот процесс совпал с важным этапом его развития: активной адаптацией в социуме и постепенным отделением от родителей.

Ключевые задачи для родителей в этот период

Для нас, родителей, сейчас особенно важно:
- Научить ребёнка заявлять о себе, выражать свои мысли и потребности.
- Помочь ему устанавливать и защищать личные границы.
- Объяснить важность уважения и соблюдения границ окружающих людей.
- Дать инструменты для самостоятельного решения вопросов, связанных с личной безопасностью.
- Постепенно передавать ответственность, способствуя здоровому отделению от чрезмерной опеки взрослых.

Вызовы современного общества

Что же происходит в обществе? Период самоизоляции плавно перетёк в формат онлайн-обучения.

Это привело к тому, что многие социальные и коммуникативные навыки, которые ребёнок уже начал приобретать и осваивать, отошли на второй план. Он снова оказался в основном в домашней среде, а школа переместилась в цифровое пространство.

Я не считаю себя тревожным родителем.

Когда осознала масштаб предстоящих изменений, то решила действовать на опережение. Я приобрела пакет занятий по всем школьным предметам на образовательной платформе Учи.ру, а также оформила годовые подписки на несколько других развивающих ресурсов.

Моей главной надеждой было избежать постоянных вопросов: «Мам, а как это решать?» или «Мам, помоги!».

И знаете, эта стратегия сработала — на какое-то время я получила передышку.

Пока этот виртуальный обучающий мир не начал ему надоедать, я успела мягко привить сыну любовь к творчеству, чтению и ценности самостоятельности.

Наши новые будни и баланс

Сейчас его комната напоминает творческую мастерскую — она вся в следах пластилина 😁🙃.
Хоккей занимает важное место: по две тренировки в день.
Чтение тоже в приоритете: «Гарри Поттер» — по две главы ежедневно.
Компьютер не исчез из жизни, но его роль изменилась. Теперь он смотрит видеоуроки по лепке, изучает мастер-классы по хоккею и анализирует матчи.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной я осуществляю в лёгком, диалоговом режиме:
- Как дела в школе?
- Какие оценки получил?
- Что интересного было в классе?
- Как продвигаются домашние задания?
- Успеваешь ли со всем справляться?
- Нужна ли тебе моя помощь?

Но я также обязательно задаю и вопросы, направленные на развитие его личности:
- Чем бы ты хотел заняться в свободное время?
️- Что было самым интересным для тебя сегодня/на этой неделе?
️- Куда тебе хотелось бы сходить, что нового узнать?
️- Кем ты видишь себя в будущем?
️- На кого из окружающих или известных людей ты хотел бы быть похожим?
️- Кто из современных героев (книг, фильмов, игр) тебе интересен и почему?

Мой главный индикатор спокойствия: если учитель не беспокоит — значит, всё идёт своим чередом, и мы можем продолжать расти.

Я двигаюсь в своём направлении, занимаясь своими делами.
Он — в своём, развивая самостоятельность.

И в этом балансе мы находим своё счастье.

А как вы относитесь к самостоятельности детей в учёбе? Доверяете ли вы им?

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Как ДО отразилось на мне?.