Когда происходящее в семье постоянно разъедает доверие ребенка к
ближним, и он ни с кем не может это обсудить, то маленький человек
начинает «отключать» свои чувства.
Мальчик или девочка словно спрашивает себя: «Если мои мама и папа —
люди, которые должны заботиться обо мне, — не делают этого, выходит, они
меня не любят?» И ребенок старается подавить свои эмоции, не допустить их до себя —ведь они очень болезненны. Действительно, в такой атмосфере позволить себе испытывать чувства — значит подвергнуться слишком большой опасности. Отсюда следует правило «Не чувствуй»
«Если обо всем этом не думать и ничего не чувствовать, то не будет так больно. Кроме того, тебе и в самом деле не так больно. Это всего лишь наивные детские мысли, ненужные чувства. Лучше вовсе выбросить их из головы и из души. Так жить гораздо легче».
Отказ от способности чувствовать постепенно меняет восприятие
происходящего в семье. Безумие, которое творится вокруг, ни исправить, ни
даже объяснить невозможно. И непрожитые, неосознанные до конца
чувства загоняются вглубь, нерешенные проблемы отходят в тайники
подсознания, чтобы выйти наружу в следующем поколении.
Ребенок привыкает говорить себе: «Мне не достается того, что есть у других
(например, любви и нормальных отношений в семье), но, оказывается, мне
этого и не надо». Чувства замораживаются, исчезает непосредственность. Происходящее уже не ранит так сильно, и душевная боль ослабевает.
Но достигается это ужасной ценой: утратой одного из ценнейших даров
детства — способности испытывать свежие и яркие чувства. И это —
настоящая трагедия. «Отключая» болезненные эмоции, ребенок
одновременно утрачивает и способность к радостным, светлым
переживаниям.
Эмоциональная сфера человека составляет единое целое.
Обратите внимание: Как научить ребенка читать.
Тому, кто можетсильно разозлиться, дано пережить и истинное восхищение. Тот, кто познал
настоящую печаль, изведает и неподдельную радость. Умение человека
испытывать и выражать самые разные чувства позволяет строить
подлинно близкие отношения с супругом, с Богом, со своими детьми.
В некоторых семьях бытуют особые, специальные выражения, с помощью
которых принято подавлять эмоции. «Если ты не перестанешь плакать, я
обеспечу тебе настоящую причину для слез!», «У тебя не должно быть таких
чувств!», «Дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно».
В других семьях не принято придавать значения детским
страданиям. «И ты расстраиваешься из–за такой ерунды?», «Ничего,
пройдет», «Не будь слабаком, это произойдет еще не раз, так что привыкай».
Многие родители не понимают, насколько абсурдно ожидать от ребенка,
чтобы он вел себя, как уменьшенная копия взрослого. А такие ожидания,
безусловно, существуют: по свидетельству людей, выросших в
дисфункциональных семьях, им нередко кажется, что они повзрослели
слишком рано. Это ощущение формируется исключительно благодаря
неправильному поведению родителей.
Итак, хотя способность испытывать чувства дана нам Богом, ее развитие и
состояние сильно зависит от влияния родителей и других близких ребенку
членов семьи. Кроме того, наша эмоциональная сфера подвержена еще и
влиянию культуры, в которой мы живем.
Когда исчезает непосредственность, ребенок, как и взрослый, начинает
подстраиваться под «окружающую среду». Он черпает из нее представления
о том, каким ему «следует» быть.
Например, сегодня принято считать, что для мужчины нормально проявлять
гнев, но не годится плакать. И сильный пол чуть ли не с младенческого
возраста учится подавлять слезы. Но мужчина — это в первую очередь
человек, и подавленные обиды, горе и страх находят себе иные формы
выражения, чаще всего через избыточную сексуальную активность или
неконтролируемый гнев. А поскольку у многих современных мужчин
чувства заморожены, то им крайне трудно выявить боль, которая живет в их
душах с детских лет.
Внутренние проблемы остаются нераспознанными и нерешенными. Благо,
если жизнь заставит мужчину обратить внимание на собственный
внутренний мир и заняться преодолением этих проблем. В противном
случае следующее поколение просто сгинет в пучине нездоровых паттернов
(моделей) поведения
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: Доверие ребенка.