Традиционная Перунова неделя, посвящённая возрождению света и тепла после зимы, со временем была замещена празднованием Пасхи. Однако её глубинный сакральный смысл и многие обряды сохранились практически в неизменном виде. Этот особый период, который раньше начинался с понедельника в промежутке между 7 и 14 апреля, был наполнен ритуалами, направленными на благополучие семьи и хозяйства.
Обряд для защиты живности и урожая
Один из ключевых обрядов, актуальный и для современных владельцев приусадебных участков и домашнего скота, проводился в четверг. Его суть заключалась в символической «переписи» и защите всего живого в хозяйстве. Ритуал начинался с того, что один из членов семьи выходил во двор и, стуча в окно дома, обращался к старшей женщине с вопросом: «Дома ли наша корова (здесь называлась кличка животного)?»
Из дома следовал обязательный утвердительный ответ: «Дома, дома!» Таким образом поимённо перечислялись все домашние животные — овцы, куры, лошади. Этот диалог был не просто проверкой, а магическим заклинанием, призванным удержать благополучие и здоровье скота в пределах дома.
Благословение для будущего урожая
После «учёта» живности ритуал не заканчивался. Его участники вместе направлялись к огороду или саду. Там они так же перечисляли все важные культуры — рожь, пшеницу, овощи, плодовые деревья, словно призывая их остаться на своих местах и дать обильный урожай. Этот этап обряда был обращён к силам земли и будущему плодородию.
Завершалось действо возвращением в дом и торжественным объявлением: «У нас всё дома, и слава Богу!» Вся семья в ответ хором подтверждала: «Слава Богу, у нас всё дома!» Эта финальная фраза была не просто констатацией факта, а мощным словесным оберегом, закрепляющим благополучие и целостность всего хозяйства на предстоящий год. Таким образом, через простые, но наполненные верой действия, наши предки создавали защитный круг вокруг своей жизни и труда.