В Национальном музее Найроби хранится знаменитая фотография, облетевшая весь мир: женщина нежно обнимает львицу. Это Джой Адамсон — писательница, художница и натуралист, чья жизнь стала легендой. Рядом с ней — не менее известная львица Эльса, ставшая символом свободы и героиней культовой книги «Рожденная свободной», написанной более полувека назад.
Джой — значит «радость»
Судьба Фредерики-Виктории Гесснер, родившейся в 1910 году в богатой австрийской семье, сложилась необычно. Детство в родовом поместье было наполнено музыкой, рисованием и резьбой по дереву, но больше всего девочку манил венский зоопарк, где она подолгу наблюдала за животными. Тогда она и представить не могла, что покинет Европу и найдет свое призвание в кенийской саванне, где львы станут ей ближе людей.
В юности Фредерика увлекалась психоанализом, переписывалась с Фрейдом, изучала медицину, но не окончила институт. В 1935 году она вышла замуж за предпринимателя и орнитолога Виктора фон Кларвиля. Спустя два года супруги решили переехать в Кению — британскую колонию, манившую экзотикой и дававшую убежище от нацизма. Фредерика уехала первой, а когда Виктор присоединился к ней, попросила развод: она встретила ботаника Питера Бейли, за которого вышла замуж в 1938 году. Именно Питер начал называть ее Джой (что означает «радость»), и это имя стало для нее основным.
Рожденная свободной: встреча с судьбой
В 1942 году на рождественском празднике Джой познакомилась с егерем Джорджем Адамсоном. Их разговор зашел о львах, и на вопрос Джой, охотится ли он на них, Джордж ответил: «Я убиваю только людоедов, а со всеми остальными у меня мир». Эта встреча изменила ее жизнь — вскоре она стала миссис Адамсон.
Зимой 1956 года Джорджу поручили выследить льва-людоеда. Вместо него он наткнулся на разъяренную львицу с тремя детенышами. Защищаясь, ему пришлось застрелить самку, а осиротевших львят он принес домой. Джой была в восторге и ухаживала за ними, задумав смелый эксперимент: вырастить хищников в неволе, а затем вернуть их в дикую природу. Львят назвали Люстика, Большая и Эльса. Вскоре двух из них отправили в зоопарк, а Эльса осталась с супругами, став полноправным членом семьи: она спала в доме, ела за одним столом и ходила на прогулки.
Через три года Эльса ушла в саванну, но год спустя вернулась с тремя собственными детенышами. К сожалению, в пять лет львица заболела и умерла, а ее потомство, под давлением властей, передали в национальный парк Серенгети.
Миссия: защитить дикую природу
Наблюдая, как браконьеры уничтожают природу Кении, Джой осознала, что зоопарки не решают проблему, а лишь делают животных зависимыми от человека. Она решила рассказать миру о своем опыте — так родилась книга «Рожденная свободной», изданная в 1960 году и ставшая началом ее писательской и общественной деятельности. В отличие от Джорджа, предпочитавшего уединение, Джой активно пропагандировала свои идеи, искала средства для заповедников и стала одной из первых активисток борьбы против ношения натурального меха.
В 1960-х она объездила Европу с лекциями, рассказывая рабочим, бизнесменам и школьникам о жизни в Африке, диких животных и важности сохранения природы. Ее выступления находили отклик, и фонды защиты животных пополнялись пожертвованиями. В 1966 году вышел фильм «Рожденная свободной», получивший «Оскара». Хотя кинолента романтизировала реальность, Джой видела в ней мощный инструмент влияния на общественное мнение.
Торопливая леди: жизнь в саванне
Вернувшись в Кению, Джой получила в подарок шестимесячного гепарда по имени Пиппа, который стал героем ее новой книги «Пятнистый сфинкс». Параллельно она создала уникальную серию портретов представителей африканских племен, запечатлев их традиции и символику. Около 700 этих работ хранятся в Национальном музее Найроби и резиденции президента Кении.
Джой была невероятно энергичной: сменив городскую одежду на поношенные шорты и сапоги, она днями колесила по саванне на старом «Лендровере», преодолевая сотни километров. За эту стремительность кенийцы прозвали ее Торопливой леди.
Со временем отношения с Джорджем разладились — Джой признавала, что ей легче общаться с животными, чем с людьми. Супруги жили раздельно, каждый на своей территории. Жизнь в саванне была далека от романтики: Джой в одиночку боролась с пожарами, наводнениями и болезнями. «Когда человек постоянно живет среди зверей, его иногда охватывают сомнения, разочарования, приступы отчаянной усталости и одиночества», — говорила она.
Трагический финал и наследие
Джой объездила весь мир, включая СССР, выступала с лекциями и писала книги. Ее главной любовью оставалась Эльса, но среди ее питомцев были также обезьяны, слоны, носороги и леопарды. 3 января 1980 года ее жизнь трагически оборвалась: тело Джой с ранами от мачете нашли в заповеднике Шаба. По подозрению в убийстве был арестован бывший сотрудник, которого она уволила.
Прощание было скромным: Джордж, Питер Бейли и несколько близких проводили ее в последний путь. Согласно воле Джой, часть ее праха развеяли над национальным парком Меру, а остальное захоронили рядом с могилами Эльсы и Пиппы. Джордж Адамсон погиб от рук браконьеров в 1989 году.
Метод Адамсон: наука и сострадание
Книги Джой Адамсон переведены на 35 языков и изданы тиражом более 5 миллионов экземпляров. Согласно ее завещанию, гонорары направляются в Международный фонд охраны диких животных и Фонд Эльсы, который также получил ее дом и крупную сумму денег. Цель фонда — спасение и переселение исчезающих видов в национальные парки.
Метод Джой, основанный на воспитании диких животных с последующим возвращением их в природу, до сих пор используется для сохранения редких видов. Она расшифровала множество загадок в поведении хищников и получила престижные награды, включая Австрийский почетный крест в области науки и искусства. Ее иногда упрекали в очеловечивании животных, но она отвечала: «Лучше возвеличивать животных, чем унижать их». И была права.
Татьяна ЯРОВИНСКАЯ
Тайны ХХ века №18 (май 2013)