Крупные жизненные события и катастрофы могут нанести ущерб и вызвать значительный стресс, это признают все. Чего люди не понимают, так это того, что мы можем испытывать одинаковый стресс, когда мелочи, которые выводят нас из строя, накапливаются ежедневно.
Знаете, как это бывает? Утром кружка кофе опрокинулась на брюки, пришлось переодеваться в юбку — порвалась молния. Автобус ушел прямо на глазах, теперь придется ждать следующего, опаздывая на работу.
Примеры можно приводить бесконечно. Раздражающие, а иногда и дорогостоящие повседневные «аварии» мешают сосредоточиться на том, чтобы сделать то, что нужно.
Как мы реагируем на такие неудачи?
Нещадно ругаемся. Виним себя за свою неуклюжесть или глупость. Возможно даже, обвиняем кружку в том, что она упала. Может быть, нам интересно, сделали ли мы что-то неправильно, поэтому теперь страдаем от такого рода наказания.
Хотя эти реакции могут облегчить эмоциональное бремя, вряд ли они заставят нас чувствовать себя лучше. Они не уменьшают общий уровень стресса, особенно если вещи выходят из-под контроля: пролитый кофе заставляет опаздывать на работу, что, в свою очередь, приводит к проблемам с начальством и так далее.
А как надо?
Психологи предполагают, что существуют простые стратегии, которые каждый может практиковать, чтобы уменьшить стресс от этих повседневных хлопот. Их две: проблемно-ориентированная и эмоционально-ориентированная.
Если мы ориентируемся на проблему, то концентрируемся на ее решении. Разбилась чашка? Нужно купить новую, а пока заварить кофе в другой. Сломался компьютер? Найти телефон мастерской.
Если мы ставим в приоритет эмоции, тогда мы стараемся почувствовать себя лучше в ситуации, которую не можем изменить. Автобус уехал? Что ж, самое время успокоиться, возможно даже прогуляться до следующей остановки пешком.
Какая из двух стратегий наиболее адаптивна, зависит от того, можем ли мы изменить ситуацию или нет.
Давайте возьмем конкретный пример, чтобы показать, как это работает. Кто-то отправляет вам гневное письмо, и вы можете ответить той же монетой. Это не совсем проблема или эмоции. Отправка гневного электронного письма потенциально исправит ситуацию, но также может привести к неприятностям. Попытка переосмыслить ситуацию в позитивном ключе здесь является лучшим подходом. В конце концов, вы можете найти способ решения проблемы, поговорив с человеком напрямую и выяснив, что именно вызвало это письмо.
Чем хороши эти стратегии?
Тем, что мы смотрим на проблему с ясной головой. Как можно решать задачи в расстроенном состоянии?
Прежде чем мы начнем справляться со стрессом, нужно отключить эмоциональную пожарную сигнализацию, которая срабатывает в голове.
Психологи называют это эмоциональной регуляцией.
А мы, в свою очередь, зовем это «пофигизмом».
Обратите внимание на то, что делает наше тело: потеют ли ваши ладони, бьется ли сердце или выступают слезы на глазах? Это говорит о том, что аварийные службы тела работают, а именно, вегетативная нервная система, которая запускает реакцию «сражайся или беги».
Хотя наша вегетативная нервная система на самом деле «автоматическая» и по определению не находится под добровольным контролем, она не должна доминировать в реакции на стресс. Используя рациональные части центральной нервной системы, а именно префронтальную кору (центр планирования мозга), мы можем отправлять сигналы вниз на остальную часть тела, чтобы расслабиться.
Возьмите свое дыхание под контроль, принудительно замедляя его. Это также замедлит ваш пульс.
Эмоциональное регулирование подобно методу «считать до 10», который мы слышали с детства.
Теперь мы знаем из бесчисленных исследований эмоциональной регуляции (и дисрегуляции, напротив), что лучший способ контролировать свои реакции на стресс — это практиковать этот тип умственного самоконтроля.
И что в итоге?
Стресс является огромной частью износа жизни. Контролируя свои эмоции с помощью описанных простых стратегий, эти неизбежные стрессы смогут меньше разрушать нас изнутри.