Существует простой, но невероятно эффективный психологический прием для улучшения поведения ребенка, который кардинально отличается от привычных методов воспитания. Этот подход был озвучен известным психологом Катериной Мурашовой и подтвержден на практике — он действительно работает, что позволяет рекомендовать его для регулярного применения.
Суть метода: эмоции вместо критики
Вместо традиционных замечаний, нотаций или ругани в ответ на плохое поведение ребенка, родителю достаточно искренне РАССТРОИТЬСЯ. Этот эмоциональный отклик оказывается гораздо более действенным, чем любая словесная критика.
Психологическое обоснование
Как объясняет другой авторитетный детский психолог, Людмила Петрановская, ребенок до семи лет никогда не действует «назло» значимому для него взрослому. Его непослушание — это сигнал о нарушении эмоциональной связи, о проблемах в привязанности. Даже подростки демонстрируют вызывающее поведение лишь в случае серьезных разрывов в отношениях с родителями. Если взрослый реагирует гневом, ребенок начинает нервничать еще сильнее, сомневаться в родительской любви и проверять ее границы своим поведением: «А ты любишь меня только хорошим или и таким тоже?».
Почему работает именно расстройство?
Выражение искреннего огорчения — наиболее эффективный способ коммуникации. Этот метод универсален: он работает не только в семье, но и в школьной практике, демонстрируя почти стопроцентную результативность. Достаточно показать расстроенный вид (что получается вполне естественно, когда ребенок плохо себя ведет). Можно прямо озвучить свои чувства: «Я расстроен(а)». Ключевой момент — не переходить к морализаторству. Важно передать свое эмоциональное состояние, а не критиковать. Критика будет воспринята как сигнал отвержения, и поведение не изменится.
Реакция ребенка и дальнейшие шаги
Первоначально дети часто находятся в замешательстве — они ожидают привычной ругани, а видят совершенно иную реакцию. Затем они обычно начинают утешать родителя или просто прекращают нежелательные действия. Иногда, если ребенок сильно разошелся и не сразу реагирует, можно использовать дополнительный прием: извиниться перед ним. Например, сказать: «Прости, это я виноват(а), что не объяснил(а) тебе, как нужно поступать в такой ситуации». Как показывает практика, такое дополнение действует моментально — ребенок сам спешит извиниться.
Таким образом, вместо привычных замечаний и нотаций гораздо эффективнее использовать этот эмоционально-ориентированный подход. Автор выражает благодарность Катерине Мурашовой за этот ценный психологический инструмент.
Еще один совет, который требует всего 3 минут в день здесь.