Сегодня, говоря о бальных танцах, мы чаще всего имеем в виду их спортивную, конкурсную разновидность. В танцевальных школах обучают стандартной программе, включающей медленный и венский вальс, танго, медленный и быстрый фокстрот. Однако это лишь современная грань богатейшей истории, которая знает множество других форм и стилей, некогда царивших на паркете.
Бал как центр светской жизни
На рубеже XVII–XVIII веков бал стал главным светским мероприятием для аристократии. В отличие от прогулок в карете, верховой охоты или посещения театра, где общение было ограничено, бал предоставлял уникальную возможность. Он позволял не только демонстрировать наряды и вести беседы, но и, что важнее, выражать себя через движение. Танец давал физическую радость, требовал ловкости и изящества, становясь гармоничным отражением душевного состояния.
Трагедии и страсть: балы в истории Европы
История европейских балов полна как блеска, так и драматизма. Известны роскошные маскарады эпохи Карла IX, Генриха III и Людовика XIV, который сам обожал участвовать в танцах. Однако один инцидент едва не изменил ход истории. На балу у герцогини де Бери несколько гостей появились в костюмах «дикарей», пропитанных смолой. Когда герцог Орлеанский из любопытства поднес к одному из них факел, костюм мгновенно вспыхнул. Огонь перекинулся на других, двое погибли, а французский король Карл VI, чудом спасшись, навсегда лишился рассудка. Этот трагический «балет пылающих» не охладил всеобщего энтузиазма — страсть к танцам лишь крепла.
Танцевальная культура в России
На Руси моду на танцы поддерживала правительница Софья, устраивавшая «пляски» для девушек. Настоящий же переворот совершил Петр I, который законодательно ввел в обиход иноземные танцы. По царскому указу обучение стало обязательным для девушек под угрозой наказания. Русское дворянство перенимало менуэт, полонез и контрданс у пленных шведских офицеров. Сам Петр, императрица Екатерина и царевна Елизавета, по свидетельствам современников, танцевали с большой грацией.
Неумение танцевать стало считаться позорным, и бояре стали нанимать учителей — танцмейстеров. Их обязанности были чрезвычайно широки: они обучали не только хореографии, но и светскому этикету, искусству комплимента, за что и именовались «преподавателями танцев, учтивости и куплимента».
Золотой век балов: репертуар XIX века
В конце XVIII и первой половине XIX века танцевальная культура достигла своего расцвета, особенно в Санкт-Петербурге. Бал имел строгий порядок и набор танцев. Открывал вечер торжественный полонез, сменивший в этой роли менуэт. Обязательными элементами программы были мазурка (польский танец, завоевавший международную популярность) и романтичный вальс. Затем в моду ворвалась стремительная полька, чей успех на время затмил все остальные танцы. Завершался бал котильоном — игривым и сложным танцем-игрой, который становился прощальным аккордом вечера. Кроме того, часто исполнялись различные виды контрданса: гросфатер, экосез, англез и особенно французская кадриль. Пользовался популярностью и танец матредур.