Унификация и влияние города
Во второй половине XX века, на фоне активной урбанизации, произошло заметное стирание региональных различий в одежде. Праздничные и повседневные наряды стали более унифицированными и стандартными. Это связано с массовым распространением фабричного производства и мощным влиянием городской, а затем и международной моды. В результате одежда превратилась в один из самых динамичных элементов современной бытовой культуры, особенно в её праздничном проявлении.
Деревня и город: сближение стилей
Костюм сельской молодёжи и людей среднего поколения, хотя и меняется, следуя новым модным трендам, часто отстаёт от того, что носят в крупных городах. Однако в последнее время этот разрыв сокращается. Сельские жители всё чаще предпочитают покупать готовую одежду не у местных мастериц, а на рынках и в магазинах ближайших городских центров, что способствует выравниванию стилей.
Традиция как ценность и идентичность
Несмотря на общие тенденции к унификации, во многих сёлах и даже городах Архангельского Севера сохраняется глубокое уважение к традиционному костюму. Здесь его рассматривают не как пережиток прошлого, а как важный источник культурной самобытности, неотъемлемую часть русской народной культуры и значимую этническую ценность, которую необходимо беречь.
Заповедники народного костюма
Особенно бережное отношение к старинной одежде сохранилось в ряде районов Архангельской области, таких как Пинежский, Мезенский, Холмогорский и Плесецкий. Здесь элементы традиционного праздничного наряда — например, узорные платки, нарядные шали и плетёные пояса — можно увидеть в повседневном обиходе как у пожилых, так и у молодых женщин.
Традиция в современной жизни
Во многих деревнях предметы старинной одежды тщательно хранятся в семейных сундуках. Они не лежат мёртвым грузом, а активно живут в культурной жизни: их надевают участники художественной самодеятельности, используют на православных праздниках, современных народных гуляньях и свадьбах. Традицию продолжают и через создание новых вещей: для фольклорных коллективов и школьных выступлений до сих пор шьют сарафаны и «парочки» (кофта с юбкой) по старым образцам. Яркий пример — директор клуба села Дорогорское С.Е. Паюсова, которая в 2004 году сшила себе сарафан по историческим лекалам, выбрав узор (мелкий белый цветочек на сине-голубом фоне), вдохновляясь костюмами местных старожилов.