Где я? Кто я? Что со мной?

В нашем ежедневном мире существует много интересных вещей, которые мы делаем на автомате, не задумываясь и не останавливаясь, чтобы это осознать. И такие познавательные процессы головного мозга, как мышление, внимание и память работают отдельно от нас. А этим важным процессам нашей жизни посветили свои теории известные люди в психологии.

Где я? Кто я? Что со мной?

Пять лет назад я посетила необычный ресторан «Dans le noir» в г. Санкт-Петербург. Уникален он тем, что все его сотрудники (официанты) - слепые. Ресторан предлагал провести несколько часов так, как живут слепые люди. Меню данного ресторана было разное и было представлено в 3х цветах: голубой-это рыба, красный-мясо, зеленый-вегетарианские блюда. Нужно было просто выбрать цвет, а набор блюд из меню соответствующего цвета не оглашалось. В результате меня проводили в помещение, закрытое плотными шторами, пройдя через них сложно было сразу адаптироваться к абсолютной темноте. Меня посадил за стол, и я ждала, когда мне принесут блюда. После того как принесли первое блюдо необходимо было определить где приборы и выбрать правильные. Я провела правой руку по столу и почувствовала холодный железный предмет, так я поняла, что я нашла место где, лежат приборы. Взяв его, я нащупала зубчики, таким образом, поняла, что это была вилка. После этого я принялась за свое блюдо. После ужина, когда я вышла на свет, было предложено ознакомиться с блюдами и проверить свои вкусовые ощущения, а также правильность догадок на предмет компонентов блюд или даже их названий. В результате из трех блюд я определила только одно, и то это был десерт;)))

Суть моего восприятия была заключена не столько в деятельности сенсорных аппаратов, а в деятельности коры, которая позволяет воспринимать объект без его визуального ряда, в данном примере - вилку. Восприятие рассматривается как процесс категоризации – движение от признаков к категориям, холодный железный предмет – столовые приборы – наличие зубчиков - вилка. И чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования признаков, тем более истинно восприятие.

Восприятие проходило пошаговое решение перцептивных задач:

1. Первичная категоризация

Изоляция объекта в поле восприятия. Результат данной стадии заключается в выделении объекта восприятия как обладающего основными характеристиками — пространственными, временными, количественными. По форме эта стадия протекает бессознательно.

В данном случае, нахождение расположения вилки.

2. Поиск признаков

Анализ объекта восприятия, поиск существенных признаков. Результат данной стадии — выделение существенных признаков.

В данном случае, существенные признаки - холодный железный предмет.

3. Подтверждающая проверка

Предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы, ее результат — ограничение круга признаков в соответствии с предварительной гипотезой.

В данном случае, гипотеза – наличие зубчиков.

4. Завершение проверки

Окончание поиска признаков. Ее результатом становится окончательное отнесение выделенных признаков к определенной категории.

В данном случае, определение, что это вилка.

Где я? Кто я? Что со мной?

Это был очень интересный и полезный опыт, не только с точки зрения понимания жизни людей с полностью или почти полностью отсутствующим зрением, но и осознанием того как действует наш мозг в подобных ситуациях, когда мы наугад понимаем, что мы берем и как этим пользуемся. А также насколько наш мозг уникален и многофункционален в своих действиях и это здорово!

Где я? Кто я? Что со мной?

А Вы знаете, что каждый человек способен видеть или ощущать предметы и ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. И пользоваться так называемым альтернативным зрением в своей жизни. Однако этому необходимо учиться.

Так что.)

Познавай себя, живи осознанно!

А Вы замечали за собой такие способности?)

И не забудь подписаться на мой канал, чтобы регулярно получать полезные и интересные материалы;)

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Где я? Кто я? Что со мной?.