Настоящее умение читать — это сложный процесс, включающий в себя зрительное восприятие символов, их узнавание, объединение в единое целое и, наконец, понимание смысла с последующим произношением. Каждый этап развития ребенка имеет свое время. Ключевой вопрос для родителей: готов ли их малыш к освоению этого навыка?
Оптимальный возраст и риски раннего обучения
Большинство педагогических подходов сходятся во мнении, что изучение букв и слогов должно идти от простого к сложному. Начинать знакомство с самыми простыми звуками теоретически можно уже в возрасте около полутора лет. Однако здесь крайне важна умеренность: цель — пробудить интерес, а не вызвать отвращение, и строго дозировать учебную нагрузку.
По-настоящему эффективное обучение чтению становится возможным лишь после того, как у ребенка полностью сформировалась связная речь. Если до 5–6 лет малыш не проявляет явного интереса к буквам, настаивать не только бесполезно, но и потенциально вредно. Нейропсихологи предупреждают, что форсированное развитие мозговых центров, ответственных за чтение в раннем возрасте, часто происходит за счет угнетения других важных зон мозга. Последствия такого «перекоса» могут оказаться необратимыми.
Как выбрать методику: обзор основных подходов
Прежде чем приступить к занятиям, родителям стоит изучить разнообразие существующих методик, взвесив их преимущества и недостатки. Универсального решения здесь не существует, а любые обещания «гарантированного» результата, как правило, являются лишь рекламным ходом.
Буквы или звуки? Частая проблема: выучив официальные названия букв (например, «ЭР», «КА»), ребенок потом с трудом складывает их в слоги («РА», «КА»). Поэтому многие педагоги рекомендуют начинать обучение со звуков, которые эти буквы обозначают.
Чтение по слогам. Классический подход, но у него есть потенциальный минус — он может недостаточно развивать фонематический слух (способность выделять отдельные звуки в потоке речи). Кроме того, привычка искать в тексте заученные сочетания букв иногда впоследствии тормозит скорость чтения.
Чтение по складам. Этот метод, популяризированный кубиками Зайцева, отличается от слогового. Склад — это любая комбинация, которую можно произнести одним усилием: это может быть согласная + гласная (МА), просто гласная (А), просто согласная (П) или согласная с мягким/твердым знаком (ЛЬ).
Метод целых слов (Глен Доман). Радикальный подход, при котором ребенок с самого начала запоминает целые слова, написанные на карточках. Идея в том, что, накопив базу слов, малыш интуитивно выведет правила чтения самостоятельно. Начинать рекомендуют с самых значимых для ребенка слов: его имени, «мама», «папа».
Полезные пособия и важные рекомендации
В арсенале родителей обычно есть азбуки, буквари, кубики, таблицы и карточки. Важный момент: нужно избегать ситуации, когда буква «А» ассоциируется у ребенка только с одним предметом, например, с арбузом. Стоит с самого начала показывать, что одна и та же буква входит в состав множества разных слов. Для этого полезно использовать несколько азбук (о животных, предметах, птицах) с разными иллюстрациями.
Что касается букваря, то большинство классических изданий рассчитаны на детей старше пяти лет, так как предполагают осознанное изучение структуры языка. Дети младшего возраста могут быть просто не готовы к восприятию такой систематизированной информации.
Действительно эффективное обучение чтению возможно, когда у ребенка уже сформированы навыки связной речи. Таким образом, если ребенок не проявляет интереса к изучению букв до 5 – 6 лет, настаивать родителям совершенно не стоит и даже вредно. Вред такого раннего обучения доказывают нейропсихологии. Они утверждают, что развитие участков мозга маленького ребенка отвечающих за чтение, возможно только за счет подавления развития других участков мозга. Причем это подавление вполне вероятно будет необратимым.
Перед тем, как начинать обучать ребенка чтению, родителям необходимо ознакомиться с многообразием методик, их плюсами и минусами, и выбрать то, что они посчитают наиболее приемлемым. Однозначных решений в этом вопросе нет, а если вы таковые встретите, то, скорее всего, это будет рекламным проспектом какого-нибудь чудо-обучающего комплекта. (При этом «чудо-» может происходить как от слова «чудесный», так и от слова «чудовищный»).
Что нужно учить – буквы или звуки? Довольно часто у детей возникает проблема: заучивая правильно название букв, им потом бывает сложно увязать буквы в слоги. Ведь ЭР и А вовсе не так логично становится РА как это кажется родителям.
Есть методики, строящиеся на том, что ребенка нужно учить читать не по буквам, а слогами. Как минус – ребенок перестает развивать фонематический слух. (Фонематический слух – умение выделять в речи тот или иной звук. Игра «в города» или просто «в слова» с детками позволяет расширить их лексикон и усилить внимание к произносимым звукам). По наблюдению некоторых педагогов привычка искать знакомые сочетания букв значительно снижает скорость чтения.
Также одним из направлений является обучение чтению не по слогам, а по складам. Различие в том, что складом является сочетание букв: согласная + гласная, просто гласная, просто согласная, а также согласная и твердый или мягкий знак.
Методика Глена Домана идет еще дальше. Ее основа – обучать ребенка чтению целых слов, написанных на карточках. Идея метода в том, что заучив отдельные слова ребенок со временем сам сможет выделить правила чтения. Начинать обучение нужно с самых ЛЮБИМЫХ ребенком слов – его имени, слов «мама» и «папа», имен близких людей.
Наиболее распространенными подспорьями в процессе обучения чтению являются азбука, буквари, кубики, таблицы, и карточки. При этом родители должны помнить, что ребенок не должен ассоциировать букву «А» исключительно с арбузом, желательно, чтобы с самого начала малыш понимал, что буква «А» – часть многих слов. Это знание можно подкрепить несколькими разными картинками с буквой «А». Запаситесь азбукой зверей, предметов, птиц. В продаже можно встретить много вариантов. Пользуясь букварем, имейте в виду, что большинство изданий рекомендуется детям старше пяти лет, так как предполагает изучение структуры языка. Дети младшего возраста будут просто не готовы воспринять информацию такого рода.