Индивидуализм и коллективизм в организационных культурах: анализ измерений Хофстеде

Хотя изначально классификация культур Гирта Хофстеде была разработана для анализа национальных особенностей, она оказалась чрезвычайно полезной и для понимания деловых и организационных культур. Её измерения помогают объяснить, как ценности и поведенческие паттерны влияют на взаимодействие внутри компаний и между ними.

Фокус на индивидуализме и коллективизме

Из всех параметров, предложенных Хофстеде, именно шкала «индивидуализм-коллективизм» привлекла наибольшее внимание как учёных, так и практиков. Этот аспект был углублённо исследован, например, Гарри Триандисом в 1994 году при изучении ценностных ориентаций студентов в 21 стране.

Важно понимать, что ни одна культура не является абсолютно индивидуалистической или коллективистской. В каждом обществе присутствует смесь обеих тенденций, формирующая уникальную пропорцию. Как метко заметил Карл Маркс, невозможно жить в обществе и быть полностью от него свободным. Даже в самых коллективистских системах, например в тоталитарных сектах, всегда существует пространство для индивидуальности лидера и его окружения.

Принято считать, что индивидуализм доминирует в западных странах, а коллективизм — в восточных и африканских. Однако это деление во многом относительно и зависит от контекста сравнения. Исследования русских диаспор в 1990-х годах показали, что в коллективистских странах Центральной Азии русские воспринимались как индивидуалисты, а в индивидуалистической Прибалтике — как коллективисты. Таким образом, речь идёт не о двух полюсах, а о широком спектре культурных типов, которые проявляются в сравнении друг с другом.

Самоактуализация vs. Признание группой

Согласно знаменитой пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, высшая цель человека в индивидуалистических культурах — это самоактуализация, реализация личного потенциала и талантов. В коллективистских же культурах акцент смещается на потребность в признании и уважении со стороны группы, что в иерархии Маслоу находится уровнем ниже.

Интересно, что сам Маслоу в конце жизни добавил к своей модели шестой, трансцендентный уровень — потребность в служении другим и альтруизме. Он описывал людей, достигших этого уровня, как философов в широком смысле, способных видеть общую картину, жить в глобальной системе координат и сохранять умиротворённость. Эта способность подниматься над обыденностью имеет огромное социальное значение.

Обратите внимание: От чего зависит счастье человека?.

Ключевые различия в самовосприятии и поведении

Ответ на вопрос «Кто я?» ярко демонстрирует разницу. В коллективистских культурах люди склонны определять себя через социальные роли и принадлежность («сын», «китаец», «торговец»). В индивидуалистических — через личные качества и достижения («творческий человек», «лучший специалист»). Статистически, ссылки на социализацию в коллективистских культурах встречаются в 30-60% случаев, а в индивидуалистических — лишь в 15-20%.

Отношение к «своим» и «чужим»: Для индивидуалистов характерно примерно одинаковое отношение ко всем людям. Коллективисты же часто практикуют «двойной стандарт»: честность и поддержка внутри своей группы могут сочетаться с жёсткостью или недоверием к внешнему миру.

Формирование отношений: Индивидуалисты строят дружбу на основе личных симпатий и общих интересов, ценя при этом плюрализм мнений и даже конструктивную конфронтацию внутри группы. Коллективисты чаще поддерживают связи, заложенные в раннем возрасте семьёй или наставниками, и ценят гармонию внутри группы.

Восприятие успеха и неудачи: В коллективистских культурах успех объясняется помощью окружающих или удачным стечением обстоятельств, а неудача — личной ленью. В индивидуалистических культурах успех приписывается личным способностям, а неудача — внешним факторам.

Практические аспекты в бизнесе и общении

Конкуренция и партнёрство: Коллективисты чувствуют дискомфорт в прямой конкуренции, нацелены на долгосрочные отношения и предпочитают сначала установить личный контакт. Индивидуалисты более открыты к быстрому началу сотрудничества при наличии выгоды и видят в соревновательности двигатель прогресса.

Восприятие статуса и иерархии: Для коллективистов иерархия и неравный статус — норма. Уважение к вышестоящим и соответствующее поведение с подчинёнными естественны. Многочисленная свита воспринимается как признак высокого статуса. Индивидуалисты же стремятся к горизонтальным, равноправным отношениям и негативно относятся к демонстрации власти.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Типология организационных культур (часть 3).