Испытание авторитетом: как поступок учителя расколол класс и заставил мать задуматься о границах

Около месяца назад в классе моего сына произошёл тревожный инцидент. Классный руководитель, Никита Алексеевич, доведённый до предела, в ходе очередного выговора подросткам смахнул с учительского стола все вещи. Этот эмоциональный срыв он объяснил тяжёлой работой и необходимостью демонстрировать силу перед непростым подростковым коллективом. В наступившей гробовой тишине он приказал одному из учеников, Егору Савельеву, всё собрать. Мальчик молча подчинился, подняв разбросанные учебники и канцелярию.

Внутренний конфликт матери

Услышав эту историю от сына, я испытала противоречивые чувства. С одной стороны, облегчение, что под удар не попал мой ребёнок. С другой — острую жалость к Егору, который после этого наверняка стал мишенью для насмешек более «крутых» одноклассников. Как ответственный взрослый, я понимала, что должна была отреагировать: поговорить с родителями мальчика, написать в чат или хотя бы с самим учителем. Но я промолчала, оправдывая себя поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры» и мыслью, что моего-то не тронули. В глубине души я признавала, что проявила малодушие. К тому же, история была известна мне лишь со слов моего сына, а его рассказ вряд ли можно считать беспристрастным.

Вместо активных действий я провела профилактическую беседу с сыном Семёном. Я объяснила ему, что если учитель когда-нибудь позволит себе неадекватный выпад в его адрес, он имеет полное право, сохраняя достоинство, выйти из класса, невзирая на возможный гнев педагога. Я пообещала свою полную поддержку в такой ситуации.

Расследование в семейном кругу

Я стала расспрашивать Семёна о подробностях того дня. Он подтвердил, что после приказа класс замер, и никто не посмел помочь однокласснику. «Было бы ещё хуже, если бы мы пошевелились», — объяснил сын. На мой вопрос, что же так разозлило учителя, Семён рассказал, что Никита Алексеевич начал с привычной тирады о том, что больше не будет «нянчиться» с классом. Такие эмоциональные классные часы, по словам сына, стали нормой на фоне проблем с успеваемостью, прогулами и дисциплиной.

Я снова и снова просила сына пообещать, что он не станет терпеть унизительных приказов. «Сам швырнул, сам и убирай», — таково было моё твёрдое убеждение. Подрывать авторитет взрослого я не хотела, но считала, что подросток не обязан быть «мальчиком на побегушках» для вышедшего из себя педагога.

Новая обида и визит в школу

Вскоре у Семёна случился собственный конфликт с классным руководителем. На репетиции новогоднего спектакля учитель, пытаясь добиться от детей улыбок во время песни, сказал в адрес моего сына: «Сене пальчик покажи, Сеня рассмеётся». Для подростка это стало публичным унижением, над ним смеялся весь класс. Семён, вспомнив наш разговор, собрал вещи и ушёл с репетиции.

Этот случай заставил меня отправиться в школу. Поводом стали новогодние подарки, но я решила заодно поговорить о поведении и успехах сына. Никита Алексеевич подтвердил, что Семён «живёт своей жизнью», на уроках занимается посторонними делами, а уход с репетиции подвёл весь класс. Во время разговора учитель заметно нервничал, избегал взгляда, вертел в руках ручку. Интересно, что он охарактеризовал детей как «баринов», которые позволяют себе лишнее, когда за дверью нет взрослых. Создалось впечатление, что в отсутствие контроля «баринами» становятся все — и дети, и их наставник.

Горькие выводы

Беседы с другими учителями лишь подтвердили неутешительную картину: мой сын не блистал ни знаниями, ни поведением. Пришлось принять домашние меры — до конца учебного года под запретом оказались приставка, компьютер и телефон.

Моя позиция в этой истории двояка. Как мать и педагог по образованию (хотя и не работающий в школе), я категорически осуждаю поступок классного руководителя. Школа — не армия, а учитель — не «дед», который может самоутверждаться за счёт подростка. Я понимаю, как тяжело сохранять самообладание, когда тридцать человек тебя не слушают. Смогла бы я сама всегда держать себя в руках? Не знаю. Но я точно уверена, что выход из положения никогда не должен лежать через унижение ребёнка.

В итоге я не защитила ни своего сына, которого публично высмеяли, ни того мальчика, которого заставили ползать по полу. Я лишь дала сыну совет отстаивать своё достоинство, когда чаша терпения переполнится. Ситуация осталась неразрешённой, оставив после себя тяжёлый осадок и множество вопросов о границах педагогического воздействия и родительской ответственности.

Как бы вы поступили на моем месте? И как вы оцениваете поведение классного руководителя?

#отношения с учителем

#школа #отношение учителя #учитель и ученик #учитель неправ #школа не армия #классный руководитель #психология #психология детей #жизненная история

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Классрук, сошвырнув вещи со стола, заставил всё собрать ученика.