Психические заболевания сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Еще в библейские времена люди сталкивались с проявлениями душевных расстройств. Например, в Первой книге Царств описано, как царь Саул страдал от приступов помешательства, которые трактовались как вселение злого духа после того, как «Бог покинул царя». В качестве лечения придворные использовали музыку: молодой пастух Давид игрой на гуслях и пением успокаивал Саула, и «дух злой отступал от него». Другой известный пример — вавилонский правитель Навуходоносор, который, согласно преданию, был наказан безумием за гордыню и в течение долгого времени скитался в облике дикого животного, питаясь травой, пока боги не даровали ему прощение.
Античный мир: боги, камни и первые приюты
В Древней Греции странности в поведении также объяснялись вмешательством высших сил. В «Илиаде» Гомера герой Аякс, охваченный яростью из-за обиды на Одиссея, в припадке безумия, насланного богиней Афиной, напал на стадо овец, приняв их за врагов. Осознав содеянное, он покончил с собой. Интересен и случай с философом Демокритом, которого жители города Абдеры сочли сумасшедшим. Приглашенный для консультации Гиппократ, напротив, заявил, что ум философа ясен, а вот его сограждане не отличаются здравомыслием.
Отношение к душевнобольным в античности было суровым. В Спарте, например, царя, заподозренного в неадекватности, могли заковать в колодки. Простых же людей с психическими расстройствами, бродивших возле городов, часто прогоняли, забрасывая камнями, чтобы они не беспокоили здоровых граждан. Об этом упоминает даже Аристофан. Первые же учреждения, отдаленно напоминающие больницы, где, вероятно, могли содержаться и душевнобольные, появились лишь в III веке нашей эры в Константинополе.
Средневековье: экзорцизм, тюрьмы и «ящики для безумных»
В Средние века психические расстройства почти повсеместно рассматривались как одержимость бесами или результат колдовства. Основным «лечением» был экзорцизм — ритуал изгнания нечистой силы, который проводили монахи. При монастырях стали возникать приюты для нуждающихся, в том числе и для помешанных. Один из первых в Европе был основан в VII веке в итальянском Салерно при бенедиктинском монастыре.
К XIV-XVI векам городские власти многих европейских стран начали законодательно требовать изоляции душевнобольных от общества. Если родственники не могли справиться с буйным пациентом, его помещали в тюрьму. В Германии появились специальные помещения в городских стенах — «Tollenkisten» («ящики для буйнопомешанных»). Например, в Гамбурге в 1376 году в башне были устроены камеры, где больные содержались за городской счет и через решетку просили милостыню у прохожих, становясь объектом насмешек.
В этот же период стали появляться и первые специализированные лечебные заведения: в Эльбинге (1326 г.), Валенсии, знаменитый лондонский Бедлам, открытый в конце XV века, а также больницы в Париже (1526 г.) и Стокгольме (1551 г.). Однако условия в них были тяжелыми: пациентов, даже смирных, часто приковывали цепями, а методы лечения включали телесные наказания, что отразилось в пьесах Шекспира и породило выражение «выбить дурь из головы».
Россия: от монастырей к «нарочитым домам»
В России одним из старейших приютов, где содержались «бесноватые и юродивые», считается учреждение при Колмовском монастыре под Новгородом, основанное в 1706 году митрополитом Иовом. Однако официальный старт государственной психиатрии дал указ императора Петра III в 1762 году, который предписывал строить для душевнобольных специальные дома («доллгаузы»), а не отправлять их в монастыри.
Первый такой государственный приют на 32 человека открылся в Санкт-Петербурге в 1779 году и вскоре стал частью Обуховской больницы. Стены этого заведения были выкрашены в желтый цвет, благодаря чему выражение «желтый дом» прочно вошло в русский язык как синоним психиатрической лечебницы. К 1810 году в России насчитывалось уже 14 подобных учреждений. Но настоящий системный прорыв произошел после земской реформы 1865 года, инициированной императором Александром II, в результате которой в каждой губернии была создана своя психиатрическая больница, финансируемая за счет местного земства.
Валерий ЕРОФЕЕВ
Тайны ХХ века №40 (октябрь 2013)