История туалетной бумаги

Дарвин был прав: люди произошли от обезьян. Мы так похожи... Приматы, как и люди, не любят грязи. Особенно отходы своей жизнедеятельности. Натуралисты не раз замечали, что, опорожнившись, обезьянам не нравится изучать получившиеся результаты. Они демонстративно, не оборачиваясь, уходят.

Если — о, ужас! случается наступить на «кучу», то обезьяна тут же начинает прихрамывать на грязную ногу, всем видом показывая, что ей плохо. Сейчас обезьянка нуждается не в сочувствии, а в пальмовом листе или в чистом водоеме. Причем «своя» куча вызывает больше доверия. Остальные — фу, бяка.

На протяжении своей истории человек пытался найти универсальное гигиеническое средство. Причем изобретательность наших предков не знала границ.

В ход шло все, что оказывалось под рукой. Первобытные пользовались пучками травы, мха или широкими листьями.

Древние бритты и скандинавы, скотоводы и охотники, ценили овечий мех не только за теплоту. Это было отличное, мягкое и удобное средство гигиены. Римский плебс активно пользовался продуктами моря. Прежде всего морской губкой. Она была необходимым атрибутом в каждом доме, ее брали с собой по нужде, после промывали в чане и откладывали до следующего раза. Люд побогаче жаждал комфорта. В дело шла вата, сделанная из овечьей шерсти. В домах патрициев были припасены специальные очистные ВИП-тампоны: вата на палочке пропитывалась розовой водой.

В средневековых городах в ходу были куски ткани, точнее, платки соответствующего предназначения. Они были многоразовыми и потому нефункциональными.

Чтобы потрафить самому нежному месту Людовика XIV, французские ремесленники поставляли к монаршему двору батистовые платки. В нужнике «короля-солнца» держали целые кипы шелковых кусочков ткани, которые царственные персты после использования отправляли в корзину. Стоит ли говорить, что короли дважды одним кружевом не пользуются.

Каждая нация внесла свой вклад в культуру специфической гигиены. На Гавайях использовали копру кокоса. Эскимосы — снег или мох. Викинги — ягнячью шерсть. Во Франции были популярны жгуты сена и шнурок. Моряки-путешественники, спеша в гальюн, прихватывали распущенный конец якорного каната. Индусы очищались в Ганге. Омовение рукой — общечеловеческий ритуал.

Известно, что бумагу изобрели китайцы. Они же первыми стали пользоваться ею не по прямому, писчему, назначению. Еще за двести лет до Рождества Христова в Китае бумага была незаменимым упаковочным и обивочным материалом. Первое упоминание о туалетной бумаге датировано 589 годом нашей эры. Ян Житуи, ученый и чиновник, остроумно заметил: «Бумагу с цитатами или имена мудрецов я не осмеливаюсь использовать в туалете». Китайцы быстро оценили преимущества туалетной бумаги. В XIV веке ее производство было поставлено в Поднебесной на широкую ногу. Для нужников пекинского Императорского суда в 1393 году было поставлено 720 тысяч листов туалетной бумаги. А для семьи императора Хонгвю бумага делалась по секретной технологии. Она отличалась особой мягкостью, и каждый лист был пропитан специальным ароматическим составом. Размеры листа были 7x10 см.

В XIX веке начался промышленный бум. Активное развитие полиграфии способствовало появлению новой культуры опорожнения. Теперь, прочитав книгу, люди оценивали не только ее содержание, но и качество бумаги. В это же время в обиход вошло выражение «литература для унитаза». Газеты и журналы обретали вторую жизнь. После читки пресса отправлялась в нужник для повторного неторопливого изучения и использования в гигиенических целях. Выпускались даже издания, в которых было предусмотрительно проделано отверстие в верхнем левом углу. Для гвоздика в туалете.

В 1857 году бизнесмен из Нью-Йорка Джозеф Гайетти выпустил первую партию «лечебной бумаги для ватерклозета». Реклама на этикетке сообщала о «величайшем значении» и на все лады расхваливала медицинскую пользу, прежде всего чистоту и ослепительную белизну, бумаги. Картонная упаковка

500 салфеток стоила недешево — 50 центов. Салфетки пропитывались алоэ и предназначались для гигиены заднего прохода. На каждой было напечатано имя Гайетти. Вначале салфетки перфорировались и складывались вертикально, в 1879 году в продаже появились салфетки-рулоны. В 1888 году газета New York Times впервые использовала словосочетание «туалетная бумага». В чопорной Англии долго стеснялись назвать бумагу «туалетной», и первые рулоны именовались загадочно: «бумажные бигуди»...

Сегодня туалетная бумага — неотъемлемый атрибут человеческого быта. Она выпускается в огромных количествах и в разнообразных вариантах исполнения. Степень мягкости, богатая палитра оттенков, всевозможные тиснения — фантазия производителей неисчерпаема. Японцы даже придумали туалетную бумагу, которая полностью растворяется в воде. Во время военной операции «Буря в пустыне» американские стратеги использовали туалетную бумагу для... маскировки своих танков. Подсчитано: в среднем человеку требуется около 60 листов туалетной бумаги в день. И если всю туалетную бумагу, которую человек использует в течение жизни, вытянуть одним рулоном, то его длина будет около двухсот километров!