11 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь чтит память одного из величайших святых — пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вспоминая трагическое событие Усекновения его главы. Этот день глубоко укоренился в народном сознании, обрастая множеством обычаев, примет и строгих запретов. Все они тесно переплетались с евангельской историей, сезонными изменениями в природе и повседневным укладом жизни русского крестьянства, выражая сочувствие мученической кончине святого.
История праздника: Головосек
Согласно Священному Писанию, Иоанн Креститель был тем, кто подготовил народ к пришествию Спасителя и совершил крещение Самого Иисуса Христа в водах реки Иордан. Его праведная жизнь и смелая проповедь стали причиной гибели: святой обличил правителя Галилеи Ирода Антипу в незаконном сожительстве с женой его брата, Иродиадой. За это пророк был заключен в темницу.
В день своего рождения Ирод, восхищенный танцем дочери Иродиады Саломеи, пообещал исполнить любое ее желание. По наущению матери, ненавидевшей Крестителя, Саломея потребовала голову Иоанна на блюде. Ирод, хотя и почитал пророка, не смог нарушить клятву, данную при народе. Так свершилось жестокое убийство. В народных преданиях добавлялось, что отрубленная глава продолжала обличать грех, после чего Иродиада исколола язык пророка булавкой. Тело Иоанна тайно погребли его ученики, положив начало поминовению этого дня. История обретения его честной главы, которая чудесным образом являлась верующим, стала частью церковного предания. В народе этот скорбный день получил меткое и суровое название — Головосек.
Строгие запреты дня
Глубокая скорбь о мученической кончине святого выразилась в строгом посте, из-за которого день и стал называться «Иван Постный». Крестьяне верили, что нарушение поста лишает человека надежды на спасение: «Не соблюдешь Иван-пост, прищемишь в аду хвост!»
Запреты этого дня были необычайно подробны и символичны, все они так или иначе отсылали к событиям казни:
- Запрет на красное: Нельзя было пить красное вино (напоминание о крови), есть красные овощи, фрукты и ягоды, чтобы не навлечь кровопролитие.
- Запрет на круглое: Под строгим табу были все круглые продукты, напоминающие отрубленную голову: яблоки, картофель, лук, капуста, горох.
- Запрет на острые предметы: Нельзя было брать в руки нож, топор, косу (напоминание о мече). Хлеб ломали руками, так как на отрезанном ломте, по поверью, могла выступить кровь.
- Особые запреты для женщин: Не рубили капусту и не варили щи, так как существовало поверье, будто голова Крестителя была брошена в капустную кочан или даже превратилась в капусту.
- Запрет на веселье: Категорически запрещались песни, пляски и любое шумное веселье, ведь именно танцем Саломея выпросила смерть пророка.
- Запрет на уход за волосами: Нельзя было мыть и даже расчесывать голову, чтобы в будущем не страдать от головных болей.
Считалось, что нарушителей этих правил покарает сам Иоанн Креститель, наслав неурожай, болезни или лишив дара речи.
Репный праздник: постный, но сытный
Несмотря на скорбь и пост, день Ивана Постного был последним большим праздником перед долгой осенью и зимой, поэтому его отмечали торжественно, но сдержанно. Говорили: «На Ивана Постного хоть и пост, да разносол!» Хозяева приглашали гостей, кормили нищих в память о святом. Поскольку в это время как раз заканчивалась уборка репы и картофеля (но круглую картошку есть было нельзя), праздник называли Репным.
Стол ломился от постных, но сытных угощений продолговатой формы: грибные супы, пироги с репой и грибами, овсяный кисель, квас. Главным блюдом была кулага — густая каша из ржаного солода. Подавали еду на продолговатых блюдах, избегая круглых, так как на таком, по преданию, Иродиада катала голову святого.
Иван Полетовщик и осенние торги
К 11 сентября заканчивались летние полевые работы и производились расчеты с наемными работниками. Поэтому у дня было еще одно название — Иван Полетовщик (от слова «полет» — сдельная работа). К этому времени приурочивались кратковременные Ивановские торги или ярмарки-однодневки, где народ мог потратить часть заработанных денег.
Эти торги резко отличались от других: на них царила почти гробовая тишина. Не было зазывал, песен, плясок, не продавали хмельных напитков. Даже на прилавках отсутствовали круглые товары — ни яблок, ни игрушек, ни тканей в горошек, в память о запрете на все, что напоминает об усекновенной главе.
Народные приметы: отец крестный осени
Для крестьян Иван Постный был важной вехой в природном цикле. Считалось, что с этого дня осень окончательно вступает в свои права: «Иван Постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».
Наблюдали за отлетом птиц, веря, что они улетают в мифический теплый «вырий». Крики филина (бухала) в эту ночь предсказывали будущий урожай: сколько раз прокричит птица, столько возов хлеба будет молотить с каждого овина. Вскоре после Ивана Постного, по народному календарю, должно было начаться бабье лето.
Целительная сила дня
День Ивана Постного считался особым для сбора целебных кореньев («на Ивана Постного собирают коренья рослые»). Собранные в этот день лесные ягоды, по поверьям, помогали от мигрени. Самого Иоанна Крестителя, принявшего мученическую смерть через усекновение главы, верующие почитают как небесного целителя от головных болезней и по сей день обращаются к нему с молитвами об исцелении.
Сегодня многие народные обычаи, связанные с Репным праздником или Ивановскими торгами, ушли в прошлое, изменился и сельскохозяйственный цикл. Однако церковная традиция почитания памяти святого пророка Иоанна Предтечи в день Усекновения его главы остается незыблемой. Верующие соблюдают строгий пост и молятся святому. А усилиями краеведов, музеев и культурных центров народная память и уникальные традиции этого дня стараются сохранить и передать новым поколениям.
Елена АРТЕМОВА
Тайны ХХ века №35 (сентябрь 2013)