В публикациях, посвящённых археологии Египта, обычно рассказывают о новых находках, проливающих свет на прошлое одной из древнейших цивилизаций. Однако эта статья посвящена печальному противоположному явлению — систематическому уничтожению бесценного исторического наследия самими потомками великих фараонов. В периоды политических кризисов и нестабильности мародёрство и вандализм становятся реальной угрозой для памятников, переживших тысячелетия.
Защитники Каирского музея
Политический кризис в Египте, начавшийся в январе 2011 года, привёл не только к смене власти и массовым протестам, но и создал условия для преступности. Воспользовавшись хаосом, группы мародёров начали целенаправленные атаки на музеи как на источники лёгкой наживы. Вечером 28 января 2011 года такая группа ворвалась в знаменитый Каирский музей. Их основной целью были деньги и драгоценности: была взломана касса и разбиты витрины. По оценкам тогдашнего министра по делам древностей Захи Хавасса, музей потерял около 20 уникальных экспонатов, включая статую Нефертити и две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона.
К счастью, на защиту наследия встали простые граждане. Музей расположен на центральной площади Каира, где в тот момент находились демонстранты. Увидев грабёж, люди прогнали мародёров и образовали вокруг здания живое защитное кольцо. Эта спонтанная гражданская инициатива спасла бесчисленное количество артефактов до прибытия армейских подразделений. Этот эпизод показывает, что даже в разгар хаоса находятся те, кто осознаёт ценность общего культурного достояния.
Трагедия в Маллави: вандализм вместо грабежа
К сожалению, подобная сознательность проявилась не везде. В августе 2013 года, во время беспорядков в городе Маллави (примерно в 300 км к югу от Каира), толпа ворвалась в местный музей. На этот раз защитников не нашлось. Сотрудники музея во главе с археологом Моникой Ханной пытались спасти коллекцию, но успели эвакуировать лишь небольшую часть. Результат был катастрофическим: было похищено около тысячи предметов древности.
Но самым шокирующим стал не сам грабёж, а беспримерный вандализм. То, что нельзя было унести, мародёры уничтожали на месте: ритуальные маски были сломаны, древняя посуда разбита, а две мумии — сожжены. Возраст большинства уничтоженных предметов превышал две тысячи лет. Этот акт культурного варварства демонстрирует не просто жажду наживы, а полное пренебрежение к собственной истории и идентичности.
Мародёрство как древняя традиция
Парадоксально, но проблема разграбления гробниц и храмов отнюдь не нова для Египта. Она уходит корнями в глубокую древность. Одно из первых документальных упоминаний о подобных преступлениях относится ко времени правления фараона Рамсеса IX (примерно 1127–1109 гг. до н.э.). При нём были осквернены и разграблены гробницы его великих предшественников — Сети I и Рамсеса II.
Несмотря на существование специальной стражи, охранявшей Долину Царей, захоронения фараонов грабили систематически. Сохранившиеся судебные папирусы свидетельствуют о проведении официальных расследований по фактам этих преступлений. Ситуация стала настолько критической, что жрецы были вынуждены организовывать тайные перезахоронения мумий в более безопасные тайники. Страх перед мародёрами был так велик, что фараон Рамсес XI вообще отказался от погребения в Долине Царей, приказав построить себе усыпальницу на севере страны.
Новая волна мародёрства поднялась в XVIII–XIX веках, с началом эпохи египтологии и археологических раскопок. Места исследований стали мишенью для грабителей, что в 1835 году вынудило египетские власти создать специальную Службу древностей для защиты национального достояния.
История, таким образом, движется по спирали: меняются эпохи, правительства и технологии, но проблема хищнического отношения к собственному прошлому, к сожалению, остаётся актуальной. Современные беспорядки лишь повторяют сценарии, хорошо известные ещё древнеегипетским писцам.
Олег ГОРОСОВ
Тайны ХХ века №36 (сентябрь 2013)