В современном мире многие задаются вопросом: действительно ли мы и наши дети счастливы? Как вернуть себе и передать детям умение радоваться простым вещам? И почему так важно быть искренним в своих эмоциях, а не прятаться за маской благополучия? На эти и другие вопросы отвечает эксперт — учитель русского языка Виктория Пашкевич.
Виктория Пашкевич
Что такое счастье для взрослых и детей?
Понятие счастья у каждого человека уникально, но для большинства взрослых оно связано с фундаментальными ценностями: крепкой семьей, успешной карьерой, собственным домом и детьми. Это те опоры, которые создают ощущение стабильности и полноты жизни.
Счастливая семья — важная составляющая жизни счастливого человека
А что же дети? Их представления о счастье напрямую зависят от семейных ценностей и установок. Для одного ребенка счастье — это пятерка в дневнике, выздоровевшая бабушка или долгожданный щенок. Для другого — новейший гаджет или модная одежда. Дети, как зеркало, отражают приоритеты и атмосферу своей семьи. Поэтому так важно, что именно они видят и впитывают дома.
Помните: ребенок— отражение жизни родителей и семьи
Что же на самом деле делает счастливыми современных детей? Чаще всего это не материальные блага, а простые радости: совместные игры с друзьями, увлекательные прогулки и путешествия, теплые объятия родителей. Дети по природе своей эмоциональны и подвижны, им важны впечатления и живое общение. Но, повторюсь, фундамент всему — это система ценностей, принятая в семье.
Приоритеты, ценности и цели ребенка идут прежде всего из семьи
Счастье и здоровье: есть ли связь?
Насколько взаимосвязаны физическое здоровье и ощущение счастья? Однозначного ответа нет. Вспомним Лермонтова: будучи ребенком, он тосковал не столько из-за болезней, сколько из-за невозможности играть со сверстниками и из-за потери матери.
Возможно, многое познается в сравнении. Когда здоровый ребенок видит тех, кому труднее, у него может появиться чувство благодарности за собственное здоровье и возможности. Кроме того, ощущение счастья во многом зависит от темперамента. Холерики часто переживают эмоциональные взлеты и падения, в то время как сангвиники от природы более гармоничны и устойчивы.
Ощущение счастья зависит и от темперамента
Передаются ли оптимизм и легкость по наследству на генетическом уровне? Наука еще не до конца изучила этот вопрос. Однако очевидно, что личный пример родителей, их отношение к жизни и умение справляться с трудностями оказывают колоссальное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Сила личного примера
Почему для детей так важен не формальный успех родителей, а их умение наслаждаться жизнью? Дети тонко чувствуют фальшь. Работа ради работы, достижения, добытые ценой постоянного стресса, — все это может казаться им бессмысленной «суетой сует».
Родители — первые и главные учителя ребенка. Не зря существует английская поговорка: «Не стоит воспитывать детей, они все равно вырастут похожими на вас. Воспитывайте себя». Дети копируют не слова, а поступки и внутреннее состояние взрослых.
Несмотря на все множество советов, воспитание детей начинайте с себя
А можно ли родителям позволить себе немного «эгоизма» — время на отдых и личные увлечения? Это не эгоизм, а базовая потребность. Мамы и папы, особенно в первые годы жизни ребенка, полностью посвящают себя ему: обеспечивают безопасность, поддерживают эмоционально, утешают и радуются вместе с ним. Если не восполнять свои ресурсы, неминуемо наступает эмоциональное выгорание. Забота о себе — это необходимое условие для того, чтобы дарить счастье другим.
Эмоции, игра и внутренний стержень
Почему важно разрешать себе испытывать и проявлять разные эмоции, а не прятаться за маской «все хорошо»? Человек — не робот. Попытки всегда быть на позитиве, пропагандируемые некоторыми направлениями психологии, часто приводят к обратному эффекту — истощению и срывам.
Развитие часто происходит именно за пределами зоны комфорта, когда нам страшно или неуютно. Скрывать свое истинное состояние от близких в такие моменты не только глупо, но и вредно для отношений.
Важно позволять себе разные эмоции и не надевать маску
Что для ребенка значит игра? Это не просто развлечение, а важнейший инструмент познания мира и подготовки ко взрослой жизни. Через игру дети проигрывают реальные ситуации, учатся общаться, понимать себя и других, получают физическое и эмоциональное удовольствие. Именно в игре рождается настоящее, ничем не обусловленное детское счастье.
Важны ли самодисциплина и организованность для счастливой жизни? Безусловно. Но еще важнее — сформировать у ребенка не потребительское, а глубокое, духовно-нравственное мировоззрение. Умение ценить, сопереживать, видеть смысл — вот что составляет основу внутреннего благополучия.
Первые зерна нравственного воспитания дети получают в семье
Практические советы: как воспитать счастливого человека
Можно ли научить ребенка чувствовать счастье? Да, и ключ к этому — умение ценить то, что имеешь. Секрет не в безграничном увеличении возможностей, а в осознанном сокращении ненужных потребностей и в благодарности за каждый день.
Три простых, но действенных совета для родителей:
- Практикуйте благодарность. Научитесь сами и научите ребенка замечать и ценить хорошее, что есть в вашей жизни, даже самые мелкие детали.
- Откажитесь от ропота. Постоянное недовольство и жалобы стирают все краски жизни. Учитесь конструктивно решать проблемы, а не просто сетовать на них.
- Ищите счастье в мелочах и традициях. Совместные ужины, прогулки, чтение перед сном, семейные праздники — именно эти ритуалы создают ту самую атмосферу тепла и безопасности, в которой расцветает детское счастье.
.................................................................................................................
Предыдущие статьи цикла:
1. С чего начать обучение ребенка этикету. Советы педагога
2. Советы педагога: карта дел в воспитании ребенка и организации себя
3. Советы педагога: планирование это...корсет дня. И дорога к цели
4. Советы педагога: как помочь тревожному ребенку
5. Советы педагога: как учить ребенка общаться, с момента, когда он еще в коляске
6. Советы педагога: Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Как его воспитывать?
7. Советы педагога: агрессивный ребенок — что делать и как воспитывать?
8. Советы педагога: «Гиперактивность — никакая не черта характера. И не болезнь»
VELVET: Елена Линкевич