Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы.
Как организовать досуг с ребенком дома?
Редкий родитель не сталкивался с этой проблемой. Отдых детей, также как и рабочее время, нужно правильно уметь организовывать. Нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей - днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический, смысл. Разболтанность, ненужность близким, ничегонеделанье быстро даст свои плоды. Ребенка избалованного, не умеющего себя занять может быстро воспитать улица не совсем лучшим образом. Дети, с которыми родители проводят в раннем возрасте мало свободного времени, часто начинают привлекать внимание своими капризами, истериками, непослушанием. babyclab.com
В садике и школе с такими детьми очень тяжело работать, они дезорганизую группу, класс, не дают другим заниматься, развиваться, постоянно отвлекая педагога, при этом сами сильно утомляются. Надо научить детей весело и разумно отдыхать, восстанавливать силы. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность. Выходной же день надо целиком использовать для отдыха и развлечения детей.
В каждом маленьком ребенке и мальчишке, и девчонке миллион смешинок звонких или даже полкило…
Малыши и малышки (от 0 до года)
Для малышей в возрасте от 0 до года самым лучшим развлечением будет присутствие рядом близких, и не просто присутствие, а постоянные беседы. Эмоции, мимика, жесты – вот что познает ребенок до 6 месяцев. Рассказывайте ребенку спокойным, или эмоциональным голосом о том, что знаете и видите сами. Читайте книги, много читайте, и не обязательно только сказки и стихи, можно и классику. Показывайте картинки, объясняйте.
Под вашим наблюдением он может играть шариками, кубиками, при этом развивается моторика рук, восприятие форм и цвета, логика.
Большим помощником в развитии маленького ребенка является природа, здесь миллионы красок, оттенков, форм, звуков. Дайте малышу возможность познать этот мир через все органы чувств, при этом не забывайте о безопасности.
Делайте вместе зарядку, рисуйте пальчиковыми красками, пеной, по стеклу или бумаге, мните бумагу и кидайте её в ведёрко, при этом развивается меткость. Насыпьте манку или другую крупу на поднос и рисуйте и горы, и моря, и реки, и леса…
Можно вместе поползать, или послушать музыку, разную музыку. Слушая разную музыку, вы можете увидеть, что вашему малышу нравиться, а что не очень. Расставьте на столе бутылочки с водой или бокалы, с разным уровнем воды и вместе с ребенком сочиняйте свои мелодии, используя данный музыкальный инструмент.
Если мама рукодельница, то можно сделать из разных материалов азбуку, где буквы будут разной высоты, длинны, ширины текстуры (гладкие, шероховатые, круглые, неприятные, как наждачная бумага, тканевые). А если папа мастер, то можно создать доску со шпингалетами, замками, отвертками, даже верхнюю часть старого телефона можно прикрутить. Вот и получились пособия для развития.
В этом возрасте ребенка знакомят с фольклором через колыбельные, потешки, скороговорки, прибаутки.
С 6 месяцев ребенку под вашим чутким присмотром можно давать перебирать, собирать картинки, пазлы, башенки из пуговиц, кнопочек, бусинок крупных. Застёжки, петельки, шнуровки также развивают детскую моторику. Ведёрки и коробки с дырками и вкладышами, пирамидки и матрёшки (трёхштучные) не меньше его заинтересуют.
А если нет больших денег в семье, помните, что игрушки можно изготовить самим, так, например, из коробки можно сделать не только кухню, шкаф, но и тайник с разными отверстиями для веревочек и предметов. Из обыкновенных губок можно создать конструктор. А из старых открыток – пазлы. В этом возрасте можно попробовать сделать и первую аппликацию: нарвать бумагу разноцветную на кусочки и собрать в единую картину. В песочнице вместе учимся лепить первые куличики, или просеивать песок через ситечко. Или покажите ребёнку первый опыт: через глину вода не проходит, через песок и землю проходит. Можно поиграть с мячом или устроить день воздушного шарика, или мыльных пузырей.
Вот уже пошёл ребёнок, вырос из своих пелёнок (от года до трёх)
Детишки от года до трёх лет – это уже полноценные личности, каждый имеет свой внутренний мир, взгляд на некоторые происходящие на его глазах события. И не прав тот взрослый, кто считает, что ребёнок, ничего не понимает, и ему ещё далеко до совершенства… Это самый плодотворный возраст для развития детей.
На детской площадке встречаются не только дети, но и мамы. Одна мама говорит, что у неё ребёнок уже много стихов знает, Лукоморье выучил, или всего Мойдодыра может рассказать. А другая говорит, что у неё ребёнок не очень стихи учит, но зато отлично мультики смотрит… Вот и разница в воспитании: одни любят своих детей, им интересно с ними время проводить, поэтому малыши и стихи знают, и рисуют, и бегают очень хорошо, а другие пассивно относятся к воспитанию: накормлен, напоен, мультики смотрит и не мешает, что ещё для счастья нужно? А ведь дети это будущие взрослые, и о своей старости, вам, родители, надо задумываться сейчас, пока вы растите своего ребенка. Как вы будете заботиться, развивать, растить малыша сейчас, так это вам отзовётся и в старости или раньше.
Так чем же занимать ребёнка после детского садика или в выходные? Можно познакомить его с различными способами в рисовании различными предметами (мелками, кляксами, губкой, кистью, карандашом, углём, свечкой и красками), или попробовать раскрашивать камни гуашью, или предложить ему поэкспериментировать с цветом используя акварель. И пусть ребёнок измажется, но он будет счастлив.
В этом возрасте, под вашим присмотром, можно уже давать в руки ножницы с тупым концом. Сначала учиться держать ножницы, а потом резать полоски, а далее уже и кружочки и составлять различные композиции и аппликации, обязательно проговаривайте ребёнку о безопасности в использовании режущих предметов.
Вы пока готовите, ребёнок в это время с вами, на столе из карандашей, крупы, фасоли выкладывает рисунки, либо перебирает, сортирует, приклеивает.
Чаще гуляйте, необязательно только на площадке. Хорошее развитие даёт прогулка по частному сектору в районе Гавани, Быстринского, Завокзальный там можно встретить домашних животных, птиц. Можно совершать вечерний или утренний променад по берегу пруда. Или совершить путешествие на автобусе из одного района в другой, или до деревни… Там и пикник устроить можно, либо змея запускать в небо, или кораблики вниз по реке. После каждой прогулки приносите домой какой-нибудь природный материал для поделок, и учитесь создавать композиции.
Чем же ещё занять маленького непоседу?
Обводим формочки, стаканы, тарелочки. Делаем вместе поделки из папье-маше. Кормим, одеваем, купаем, лечим, пеленаем куклу. Делаем гаражи для машинок или ремонтируем вместе машину, велосипед, коляску. Играем в ролевые игры: магазин, парикмахерская, детский сад, школа. Кстати, если Вы хотите узнать, как относятся к вашему ребёнку в садике, с кем дружит, а с кем мир не берёт, поиграйте с ним в детский сад…
Или устаиваем праздник переодеваний, своеобразный бал-маскарад. Для этого праздника можно самим сделать бусы из макарон и покрасить их, опять развиваем моторику рук.
Учимся играть в домино, составлять пазлы, находить похожие по форме, цвету предмету.
Учим дни недели, время, числа, месяцы, цифры, считаем всё и везде. Угадываем запахи и вкусы, экспериментируем на кухне, делаем салат или лепим пирожки, пельмени. В это же время можно выучить стихотворение.
Сами делаем фотоальбом, рамки для фотографий, книги, и подарки близким.
Играем в корреспондентов, учимся задавать вопросы и отвечать на них.
Чтобы развитие ребёнка было полным, не стоит забывать и о мире вокруг нас.
В первую очередь, это семья. Рассматриваем фотографии, называем кто есть кто, рассказываем о жизни. Можно потихоньку составлять родословное древо.
Приглашаем на чай и пироги родственников, учимся принимать гостей.
Беседуем о мире животных: животные и их детёныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (здесь можно использовать картинки, презентации, сказки, постановки).
Выращиваем растения, поливаем комнатные растения, кормим птиц и животных.
Учимся наблюдать за природой, погодой, различать времена года по признакам. И итогом может стать составленный нами календарь природы.
Вечером создаем кукольный театр: варежки, пальчиковый, теневой и готовим постановку к приходу гостей.
Путешествуем по родному городу, району и за его пределами. Наблюдаем за звёздами. Учимся видеть прекрасное. Заботимся о чистоте природы. Знакомимся с художниками и их картинами. В нашем городе можно посетить Режевской Краеведческий музей, Художественную галерею в ДК «Металлург», Минералогический музей, или съездить в Липовский заказник. А если у вас есть возможность посетить зоопарк, театр, или кинотеатр, то это просто замечательно!
Обувь для ребенка лучше покупать на сайте Шалунишка Ортопед. Там отличный выбор и приятные цены.
Вы, в первую очередь, для своего ребёнка педагог, человек, который ведёт за собой. Что Вы ему покажите, чему научите, тем он и станет в жизни. Как в народе говорят: «На бога надейся, а сам не плошай!». Ребенок от природы очень одаренный, с ним только нужно постоянно заниматься, вести его, направлять. Не скучайте! И всего вам доброго!