
Дети в возрасте 4-6 лет, несмотря на свой юный возраст, уже активно осваивают сложный мир межличностных отношений. Они учатся выстраивать крепкие связи и, к сожалению, впервые сталкиваются с горьким опытом разочарований и отвержения.
Многим взрослым сложно даются отношения с близкими и друзьями, что уж говорить о дошкольниках. В детском саду или во дворе часто разворачиваются настоящие драмы чувств. Как родителям реагировать, если ребёнка отвергают сверстники? Как помочь малышу научиться дружить и с достоинством принимать тот факт, что другой человек может не отвечать взаимностью? Своим профессиональным и материнским взглядом на эту ситуацию делится известный семейный психолог Светлана Ройз.

Светлана Ройз, семейный психолог
Детская боль, которая не меньше взрослой
Психолог приводит личный пример: её дочь перед сном поделилась переживаниями: «А N не хочет со мной больше дружить. Мы были лучшими друзьями, он меня любил, а сейчас он со мной больше не дружит. Это, конечно, его выбор. Но мне так грустно».
Фраза «это его выбор», звучащая из уст ребёнка, особенно ранит сердце родителя. Естественное желание — оградить детей от боли, разочарований и несчастной любви. Однако это невозможно и даже не нужно.
Наша главная задача как родителей — не предотвратить страдания, а дать ребёнку надёжную опору. Мы можем создать «берлогу любви», безопасное пространство, где он сможет пережить эту эмоциональную «зиму» — период отвержения. Мы можем просто быть рядом, позволяя ему полностью прожить свои чувства: грусть, обиду, тоску.
Некоторые взрослые склонны обесценивать детские переживания, говоря: «Какая может быть любовь или дружба в садике?». Но детские чувства часто бывают более искренними и преданными, чем у многих взрослых. К ним необходимо относиться с таким же уважением и серьёзностью, потому что именно из этого детского опыта впоследствии вырастает способность к глубоким взрослым отношениям. Первые разочарования, как это ни парадоксально, могут дать человеку внутреннюю силу для будущей любви.

Ценный жизненный урок
Этот сложный детский опыт — «меня, оказывается, не все любят, я не всем интересен» — является фундаментальным. Он учит ребёнка очень важным вещам: тому, что он может справиться с этой болью, увидеть границы своей ответственности и, главное, позволить другим не любить себя, не ставя под сомнение собственную ценность.
Этот урок мы начинаем усваивать ещё до школы, а школьные годы лишь закрепляют его.
Ключевой вопрос здесь: хватит ли у ребёнка внутренних ресурсов, чтобы выдержать это эмоциональное напряжение? Не усугубим ли мы ситуацию, если начнём обесценивать его переживания словами вроде «не стоит из-за этого расстраиваться»?
Важно помнить, что мозг воспринимает боль от социального отвержения так же, как и физическую боль. Одиночество может буквально причинять физические страдания.
Сможем ли мы быть для ребёнка тем безопасным гаванью, в объятиях которого его детская, но от этого не менее реальная, грусть сможет постепенно раствориться?
Стандартные фразы утешения часто не работают. «Да у тебя ещё таких друзей будет тысяча» — неэффективна, потому что у детей нет развитого чувства будущего. «Да наплюй ты на него, ты и так самый лучший» — может сработать, но приведёт к неверным выводам и не научит resilience (психологической устойчивости). А фраза «Зато у тебя есть я и моя любовь» — потенциально опасна, так как может создать нездоровую эмоциональную зависимость от родителя.
Взрослеть вместе с ребёнком
Светлана Ройз признаётся, что утром, видя грусть дочери, у неё возникло сильное желание подойти к мальчику и «всё порешать» — это проявление той самой взрослой самонадеянности и иллюзии всесилия. Вместо этого она просто обняла дочку, мысленно сказав ей: «Ты справишься».
Неожиданная развязка
P.S. История получила неожиданное продолжение. Когда психолог забирала дочь из садика, воспитательница рассказала, что девочка сама подошла к мальчику N, чтобы поговорить. И этот «взрослый» 6-летний мужчина сказал: «Прости, я вчера сам не понимал, что со мной происходит. Я был не в себе...».
Эта ситуация стала для психолога очередным напоминанием о том, что детям иногда свойственна удивительная эмоциональная зрелость, и нам, взрослым, часто есть чему у них поучиться. Нужно не учить детей жизни, а «дорастать» до уровня их искренности и глубины чувств.
фото: depositphotos
Осознанная красота материнства в нашем Instagram:
Расскажи друзьям: Теги: ДетиДетская психологияСветлана Ройз