Как влиться в новый коллектив?

Как влиться в новый коллектив?

У меня довольно необычная ситуация, и я почему-то никак не могу с ней справиться. В ту фирму, о которой пойдет речь, я пришла пять лет назад. Тогда мне было 28, я только-только развелась с первым мужем и собиралась целиком и полностью посвятить себя карьере. А уж если я что-то решила, то никогда не отказываюсь от своих целей — такой уж я человек. Уже через полгода я не просто делала план, но и выросла до маленького руководителя: заведовала отделом продаж мелкой бытовой техники.

Но есть в нашей фирме и свои «тараканы»: куда же без них? Так, например, наш генеральный директор, он же хозяин компании, очень требовательный. Не сказала бы, что он какой-то злой или несправедливый — нет.

Просто не любит лентяев, ему нравятся сотрудники, которые с удовольствием работают, стараются. Но не каждому подчиненному такое по душе.

Для того чтобы чего-то достичь у нас, получать нормальные деньги, нужно действительно вкалывать — уж простите мне такое, может быть, не очень литературное слово. Но я, например, на первых порах просто сгорала на работе: приходила раньше всех, часто подолгу задерживалась. Мне приходилось в рабочие часы заниматься клиентами, а в свободные — то есть до и после «звонка» — бумагами, договорами, документами. Только так я чего-то достигла!

И хочу сказать, что подобный график нравится совсем малому количеству людей, а потому у нас всегда была бешеная текучка. Люди приходили, уходили: кого-то увольняли за то, что не справлялись, кто-то не выдерживал и уходил сам.

Почему-то многие считают, что продажи — это так просто!

Взял, позвонил, подписал договор — и вот ты уже миллионер.

Но ведь это не так! Я это все рассказываю, поскольку это важно понимать для моего дальнейшего повествования.

Итак, я никуда не ушла сама, меня не уволили, а, наоборот, повысили — я уже писала. На своей должности я задержалась еще на год, а потом в моей жизни произошли перемены: я познакомилась со своим будущим мужем. Роман наш был стремительный, мы по-настоящему влюбились друг в друга. Конечно, все это не мешало моей любимой работе, но насчет карьеры я пока решила притормозить: захотелось и семью создать.

И вот вскоре после свадьбы — мне только-только исполнилось тридцать — я забеременела, а еще через некоторое время ушла в декрет. Какой бы я ни казалась карьеристкой, но и ребенок — а у нас родилась чудесная девочка Вика — очень важен для меня. И потому я решила, что должна сидеть с малышкой хотя бы до того момента, как ей исполнится два годика.

Можно было, конечно, и подольше, но, во-первых, и у мужа, и у меня, родители уже на пенсии, да еще и с удовольствием занимались внучкой. А во-вторых, меня очень сильно тянуло на работу — все-таки я ее по-настоящему люблю, что тоже по нынешним временам настоящая роскошь.

Итак, в один прекрасный день я появилась на пороге своего старого офиса, готовая приступить к своим обязанностям. Нет, не подумайте: меня не понизили, не уволили — в этом плане к все было прекрасно, я вернулась на свою же должность. Правда, понимала, что будет нелегко: все-таки клиенты сменились,  да и коллектив наверняка (я так думала) давно уже не тот.

Но то, что я увидела, было даже для меня неожиданностью: в офисе не оказалось ни одного знакомого лица. За два с половиной года, которые я провела в декрете, из «стареньких» остался лишь тот самый генеральный. Хотя нет: еще главный бухгалтер. Все остальные были новенькими! Причем не только продавцы, но и даже кадровики, секретари и охранники.

Как в какой-то сказке про спящую царевну: те же стены, та же мебель (ну или почти та же — что-то, конечно, изменили), но совершенно другие люди. И с некоторыми из этих людей мне предстояло руководить! Не скажу, чтобы я испугалась — я не робкого десятка. Но все же мне стало не по себе. Тем не менее я мужественно пришла на свое рабочее место, представилась всем сама (генерального не оказалось на месте в день моего выхода) и приступила к делам.

Разумеется, я понимала, что на меня будут косо смотреть — так и было. Никто даже и не подозревал о моем существовании. Особенно «рад» был молодой человек, который исполнял обязанности руководителя отдела. Конечно, когда его брали на эту должность, его предупредили о том, что я вернусь когда-нибудь из декрета и он займет место простого продавца. Но почему-то для него мой приход тоже стал неожиданностью: видимо, он надеялся, что декреты длятся вечно.

Так, в полном недоумении, прошла неделя, две, месяц. Я старалась быть прекрасным руководителем и уверена, что у меня это получалось. Разумеется, меня слушались (и продолжают это делать), но... Вот не хотят они меня принимать! Хотя, если уж по-честному рассудить, я — самый старый из них всех сотрудник!

Но обиды — в сторону! Я хотела бы попросить у вас практического совета: как мне влиться в новый коллектив, который образовался за время моего вынужденного отсутствия? Как показать ребятам, что я вовсе не чужая здесь?

Комментарий психолога

Уважаемая Карина! А каких именно отношений вы ждете? Так, как вы описываете, все вполне нормально: подчиненные вас уважают, прислушиваются к вашим советам, выполняют ваши распоряжения. Конечно, многие хотят, чтобы на работе появлялись и друзья-коллеги. Но в вашем случае, как мы понимаем, такого не было никогда: сотрудники менялись довольно часто. И, похоже, ситуация за время вашего отсутствия совершенно не изменилась.

Попробуйте посмотреть на все это с другой стороны: на работу вы все-таки приходите работать, и вы сами об этом писали. Погрузитесь в любимое дело так же, как было раньше, и, поверьте, вы очень скоро забудете о том, что вас не особо тепло принимают в коллективе.

Когда между начальником и подчиненным устанавливаются панибратские отношения, это гораздо хуже. Вам же такое не грозит. К тому же наверняка очень скоро в вашем отделе появятся новые сотрудники взамен тех, которые, как и прежде, не выдержат сложностей.

Вам не стоит тратить силы на попытки «влюбить» в себя коллектив. Лучше посвятите себя в полной мере самому
процессу работы. И наверняка люди в вашем отделе будут еще более уважительно относиться к вам как к профессионалу, когда увидят и ваши личные успехи, и достижения всей команды.

Но если вы все же хотите снять напряженность, воспользуйтесь старым добрым способом: хвалите сотрудников, делайте комплименты. По работе, разумеется, только по делу, если заслужили. Но и заметить, что у секретарши новая прическа, а юристу идет новый костюм, совсем несложно. Коллегам будет приятно услышать теплые слова в свой адрес, и они очень скоро будут относиться к вам лучше.