Критическая фаза и её второй этап: Суть конфликта
В процессе нормативных возрастных кризисов наступает вторая, критическая фаза. Её ключевым элементом является конфликт, который выступает не как патология, а как необходимое условие для здорового развития личности. Именно через конфронтацию ребёнок и окружающие его взрослые могут чётко обозначить и отстоять свои позиции, что является важнейшим шагом в формировании идентичности.
Позитивный смысл конфликта и столкновение с реальностью
Конфликт в этом контексте имеет глубокий позитивный смысл. Он позволяет ребёнку на собственном опыте осознать фундаментальную истину: невозможно стать взрослым, просто подражая внешним формам поведения. Идеальная форма «взрослости» не может быть достигнута путём прямого копирования. Шестилетка, играющий в «настоящего» школьника, или подросток, имитирующий взрослого, действуют в своего рода мифическом ключе, стремясь приблизиться к этому идеалу.
Суть проблемы заключается в неадекватности такого нового поведения для старых, привычных ситуаций (например, домашних). Оно вступает в противоречие с устоявшимися моделями общения, взрывает их и неизбежно провоцирует конфликт. При этом сами эти старые ситуации обеспечивают психологическую безопасность — они комфортны и предсказуемы. Ребёнок знает все «правила игры»: можно упрямиться, заплакать, и это сработает в семье. Однако в новой социальной среде, например в школе, эти паттерны оказываются бесполезными. Там действуют другие правила, появляются настоящие обязанности, и детские манипуляции перестают быть эффективными.
«Вернулась Надежда Васильевна.
— Ну, Зоя, учи стихотворение. Выучишь — и пойдёшь домой.
Зоя надула губы.
— Не буду учить.
— Что значит «не буду»? Все, кому задано, выучили, а ты почему-то не будешь?
— Не хочу сейчас. Потом выучу.
— Зоя, не упрямься! Учи стихотворение.
— Не буду. Совсем не буду. Ни сейчас, ни потом.
— Но почему? Нехорошо так, Зоенька!
Зойка исподлобья взглянула на учительницу.
— Вы меня не должны были сегодня вызывать. Потому что я забыла выучить.
— Должна или не должна вызывать — это моё дело. Но какие странные у тебя рассуждения! Почему ты считаешь, что я не должна была тебя сегодня спрашивать?
— Потому что не должны... — упрямо сказала Зойка.
— Ну, вот, заладила повторять какую-то глупость. Учи сейчас же!» (Аделаида Котовщикова.
Обратите внимание: Как с честью выйти из неловких ситуаций.
Ох, уж эта Зойка!).Механизм конфликта: Поиск границ и отказ как цель
Классическим примером является ситуация с новыми требованиями подростка. Часто создаётся впечатление, что суть не в получении желаемого, а в самом конфликте. Даже если родители сразу соглашаются, требования могут возрастать до абсурда, пока не последует отказ, который и провоцирует столкновение. Аналогичное поведение наблюдается и у трёхлетних детей. Ребёнок словно ищет этого отказа, этой границы.
Если рассматривать новое требование как пробу своего «взрослого» образа, такая настойчивость становится понятной. Если мама безоговорочно разрешает гулять допоздна, нет противостояния, а значит, нет и ощущения заслуженной победы, подтверждения своей новой роли. Ребёнку для самоутверждения необходима встреча с сопротивлением, которое нужно преодолеть (или хотя бы попытаться).
Конфликт может быть спровоцирован и через ограничение действий взрослого, как в случае с детьми 11-12 лет, которые пытаются запретить родителям входить в свою комнату, отстаивая личные границы. Родители часто чувствуют, что ребёнок «испытывает их на прочность».
«Сестра воинственно встряхнула волосами, такими пышными, словно взошедшими на дрожжах, и такими волнистыми, что в них, как в разгулявшемся море, тонули восторженные взгляды старшеклассников. И даже некоторых папиных приятелей – друзей дома. Правда, после этого их в дом больше не приглашали.
– Ты собираешься родителям мстить?
– Я хочу от них защититься. Главным образом от непорочного папы. Но в крайнем случае и маму поставлю на место. Потому что осточертела мне отцовская слежка, опостылели их монастырские проповеди… и железный режим: возвращаться не поздней десяти и подробно докладывать – где была и на что мой спутник «претендовал».» (Анатолий Алексин. Сволочи).
Функция конфликта и переход к внутренним преградам
Все эти ситуации демонстрируют ключевую потребность взрослеющего человека: увидеть и почувствовать границы своих возможностей и свобод. Конфликт возникает, когда взрослый не признаёт «чувства взрослости» ребёнка. Важно понимать, что уступка со стороны взрослого обычно устраняет лишь повод для текущего конфликта, но не его глубинную причину. Как правило, вскоре возникает новый повод для столкновения.
В конфликте ребёнок остро переживает преграды на пути к идеальной форме. Сначала это внешние преграды — запреты и ограничения со стороны родителей и других взрослых. Со временем, по мере взросления, эти внешние барьеры отступают, но им на смену приходят внутренние. Внутренние преграды связаны с болезненным осознанием собственной недостаточности, нехватки знаний, навыков или личностных качеств, необходимых для того, чтобы быть по-настоящему взрослым и самостоятельным. Таким образом, конфликт выполняет важнейшую функцию — он маркирует переход от борьбы с внешним миром к работе над собой.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Психология кризисных ситуаций (7).