Современное состояние рынка ЛКМ в России
В настоящее время российский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) представляет собой арену напряжённой конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Сам факт этой борьбы свидетельствует о том, что российские компании уже обладают определённым потенциалом и могут что-то предложить потребителю. Однако для достижения победы в этой конкурентной гонке недостаточно просто присутствовать на рынке. Ключевым фактором успеха становится предложение продукции по-настоящему высокого качества. Кроме того, отечественным производителям сложно соперничать с иностранными компаниями в сфере маркетинга, где последние оперируют многомиллионными рекламными бюджетами, целенаправленно работая на захват ёмкого российского рынка.
Мнение эксперта рынка, директора компании ArtRevue («АртРевю», Новосибирск) Виктора Казакова, проливает свет на ситуацию: «Сегодня покупатель чаще выбирает российские ЛКМ, основываясь на двух главных критериях: доступности (товар всегда есть в наличии) и более низкой цене. При этом представления потребителя о качестве продукции часто не соответствуют реальности. Я убеждён, что по уровню качества лишь одна-две российские краски могут сравниться со средними образцами импортной продукции. Основная же масса отечественных материалов производится с очень низкими показателями качества, что обусловлено технологиями, рецептурами и составом. Продукция стран ближнего зарубежья также не сильно опережает российскую по этому параметру. При этом производство ЛКМ в нашей стране остаётся высокодоходным бизнесом. На фоне завышенных цен на импорт можно, снизив стоимость в два-три раза, успешно продавать даже посредственные смеси, позиционируя их как краску, особенно учитывая, что отечественный потребитель зачастую просто не знаком с более качественными аналогами».
Критерии выбора покупателя
При покупке лакокрасочных материалов потребитель, как правило, руководствуется следующими принципами:
1) личным предыдущим опытом использования;
2) советами и рекомендациями друзей, знакомых или мастеров;
3) степенью известности и популярности бренда;
4) ценой продукта; и только после этого
Вот как прокомментировал эту ситуацию непосредственный участник рынка, директор компании ArtRevue («АртРевю» г. Новосибирск) Виктор Казаков: «Сегодня потребитель отдаёт предпочтение ЛКМ Российского производства, руководствуясь в первую очередь доступностью (она всегда есть в наличии) и ценой (она всегда стоит дешевле). Однако при этом он всегда находится в заблуждении относительно качества продукции. Я уверен, что по качеству сопоставить можно только одну-две краски российского производства и самые средненькие краски импортного. Основной объём продукции нашего производства очень низкого качества, учитывая условия, рецептуры и состав. Краска стран ближнего зарубежья не далеко ушла по качеству от российской. При этом производство ЛКМ очень доходный бизнес в нашей стране. На фоне высоких цен импортных красок можно, снизив цену в два-три раза, продавать любые белые смеси, называя их краской, тем более, что отечественный потребитель ничего «слаще морковки» вообще не видел.
Потребитель, покупая краску, руководствуется следующими принципами:
1) собственным опытом;
2) рекомендациями знакомых;
3) популярностью марки;
4) ценой; и только