Всегда ЗДРАВСТВУЙТЕ, друзья мои!
Жизненный путь Александра Куприна
Александр Иванович Куприн, выдающийся русский писатель, появился на свет 7 сентября 1870 года в Наровчате Пензенской губернии. Его отец, мелкий чиновник, рано ушёл из жизни, оставив вдову с тремя детьми. Детство будущего литератора прошло в московском Кудринском вдовьем доме, а затем в Разумовском сиротском пансионе. Эти ранние впечатления от казённой жизни позже нашли отражение в его произведениях.
Следующим этапом стала Вторая Московская военная гимназия, преобразованная в кадетский корпус. Восемь лет, проведённые там, Куприн позже опишет в повести «На переломе» («Кадеты»). После этого он поступил в 3-е Военное Александровское училище, окончив его в 1890 году подпоручиком. Именно в этот период состоялся его литературный дебют — рассказ «Последний дебют».
Служба в 46-м пехотном Днепровском полку не помешала молодому офицеру заниматься творчеством. Мечтая о карьере в Академии генерального штаба, он даже сдавал экзамены, но был отозван обратно в полк. Это разочарование подтолкнуло Куприна к решительному шагу — в 1894 году он выходит в отставку и переезжает в Киев, чтобы полностью посвятить себя писательству.
Школа жизни и становление писателя
Не имея определённой профессии, Куприн брался за самую разную работу: был журналистом, грузчиком, землемером, актёром, управляющим имением. Этот уникальный жизненный опыт стал для него неиссякаемым источником вдохновения. Он исколесил всю Россию и Украину, подолгу живя в разных городах и сёлах, внимательно изучая быт, язык и характеры простых людей. Подобно Максиму Горькому или Николаю Лескову, он стал глубоким знатоком народной жизни, что и сделало его рассказы такими живыми и достоверными.
С творчеством Куприна мы знакомимся с детства через трогательную историю «Белый пудель», в отрочестве размышляем над вечными вопросами любви и жертвенности в «Гранатовом браслете». Каждое его произведение — это урок человечности, актуальный в любую эпоху.
Испытание революцией и эмиграцией
Судьба Куприна, как и судьбы многих русских интеллигентов его поколения, была исковеркана революционными потрясениями. Сто лет назад тысячи творцов — писателей, поэтов, учёных — были вынуждены покинуть Родину. Их путь в изгнании был мучительным, а ностальгия — неизлечимой. Куприн, изначально воспринявший революцию с надеждой на перемены к лучшему, быстро разочаровался в методах и целях большевиков. Человек, ясно видевший пороки царской России, он с ужасом наблюдал, как они сменились новой, ещё более страшной жестокостью.
Сегодня я хочу познакомить вас с одним малоизвестным, но чрезвычайно проницательным рассказом Куприна «Пестрота», опубликованным в 1921 году. Прочитав его, вы сможете лучше понять корни многих негативных социальных явлений, которые, к сожалению, остаются актуальными и для современного российского общества.
«Пестрота»: социальная диагностика большевизма
ПЕСТРОТА
В этом рассказе Куприн проводит тонкий и беспощадный анализ того, как разные социальные группы и профессиональные сообщества восприняли большевистскую идеологию. Он отмечает, что сложная теория социализма осталась для масс непонятной. Зато предельно ясной и привлекательной оказалась её практическая сторона: лозунги вроде «Грабь награбленное» или «Смерть буржуям» пробуждали низменные инстинкты — жажду наживы, мести, вкус к безнаказанному насилию и власти.
Куприн рисует своеобразную «карту» поддержки нового режима. Крестьяне, получив землю, быстро отвернулись от коммунистов. Квалифицированные рабочие с передовых заводов, печатники — эти традиционные сторонники революции — встали в оппозицию. Зато на самый «левый фланг» встали бывшие лакеи, официанты, денщики, особенно те, кто служил у добрых господ. Их движет давняя обида и желание поменяться местами.
Особое внимание писатель уделяет «полуинтеллигентным» профессиям: фельдшерам, техникам, мелким служащим. Именно они, обвиняя в саботаже истинных специалистов — докторов и инженеров, — с особым рвением занимали их места, получая власть и статус. Бывшие горничные и дворники, познавшие всю горечь унизительного труда, становились ярыми коммунистками и комиссарами, вымещая накопленную злобу.
Куприн также обращает внимание на психопатические аспекты новой власти. Он пишет, что в ЧК женщин влекут «половые извращённости», а профессиональные проститутки становятся жёнами комиссаров. Механицизация жизни порождает и новый тип — шофёра, «внука кучера, но сына лихача». Вечная скорость, нервы на пределе и ощущение вседозволенности делают его сердце «привычно-жестоким». Писатель с горькой иронией пророчит появление ещё более страшного типа — «воздушного извозчика», который будет рождаться «с красным знаменем в одной руке и бомбой в другой».
P.S.: при подготовке данной публикации были использованы материалы, выложенные в свободном доступе на:
https://www.litmir.me/br/?b=133504,
https://pravoslavie.ru/96818.html,
https://www.bestreferat.ru/referat-18226.html
P.P.S.: каждый день - интересная почва для размышлений и переосмысления действительности. До новых встреч на страницах нашего блога, друзья мои и....ВСЕГДА здравствуйте!
#неизвестное об известном , #александр куприн , #большевизм , #психология общества , #психология обмана , #россия в пророчествах , #генофонд , #геноцид русского народа
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Куприн об особенностях большевизма или Главная причина психопатии в современном российском обществе.