Иванов день: обряды и гадания в период летнего солнцеворота
Летний календарь на Русском Севере был насыщен праздниками, среди которых особое место занимали Иванов (Иван Купала, 24 июня/7 июля) и Петров (29 июня/12 июля) дни. Праздник Ивана Купалы, тесно связанный с летним солнцеворотом, считался одним из ключевых в народном годовом цикле. На Архангельском Севере, как и в других регионах России, сложились уникальные купальские традиции, которые включали сбор целебных трав и различные гадания.
Согласно поверьям, ночь на Ивана Купалу наделяла растения особой магической силой. Изначально крестьяне собирали травы в лечебных целях и для ворожбы (например, плакун-траву или изгон-траву). Однако к началу XX века акцент сместился: девушки чаще искали растения для «присушивания» или «привязывания» к себе возлюбленных, используя для этого так называемую вязель-траву.
Купальские ритуалы: от веников до гаданий о судьбе
Суровый климат Севера наложил отпечаток на обрядовую практику. Накануне праздника было принято париться в бане специальными ритуальными вениками, собранными из березы, осины, рябины и украшенными полевыми цветами. Эти же веники затем использовались для гаданий о будущем. После бани девушки шли к реке и бросали в воду свои веники: считалось, что если веник поплывет, то девушка выйдет замуж в ту сторону, куда его понесет течение. Утонувший веник предвещал несчастье или даже смерть в текущем году. Взрослые и пожилые люди также гадали подобным образом о здоровье и продолжительности жизни.
Ученые полагают, что обычай бросать в воду веники пришел на смену более древней традиции пускать по воде венки. Перенос этого обряда с Троицы на Иванов день, а также замена венков вениками, объясняется не только климатическими особенностями, но и глубокой интеграцией бани в повседневный быт и обрядовую культуру севернорусского крестьянства.
Петров день и летние гуляния — петровщины
Петров день, следующий вскоре после Купалы, входил с ним в единый праздничный цикл. В Мезенском крае этот день дал название особым летним народным гуляниям — «петровщинам». Они устраивались в различные праздники от Пасхи до Ильина дня и представляли собой массовые сходки. Центральным элементом «петровщин» был молодежный хоровод, который в разных деревнях называли по-разному: «застенок», «столбы», «круги». К началу XX века эти гуляния стали восприниматься в первую очередь как смотрины невест, утратив часть своего первоначального обрядового значения.
Другие значимые летние праздники
Летний праздничный календарь был богат и другими датами. Так, 8/21 июля в Мезенском, Пинежском и Лешуконском краях широко отмечали Прокопьев день, который часто был престольным праздником. В этот день молодежь устраивала игрища: наряжалась в сети, вымазывалась сажей и с шутками «ловила» молодых женщин, вышедших замуж в прошлом году, которых потом нужно было «выкупать». Интересно, что в этих обрядах прослеживаются черты, характерные для Петрова Заговенья.
В тот же день в других районах Архангельского Севера, а также в центральной и южной России, чествовали Казанскую икону Божьей Матери (Богородицын день). Большим почитанием пользовался и Ильин день (20 июля/2 августа).
Из трех праздников в честь Спаса на Севере, в отличие от других регионов, отмечали только один — Преображение Господне (Яблочный Спас, 6/19 августа), входивший в число главных двунадесятых праздников.
Завершал летний цикл Фролов день (18/31 августа) — праздник в память святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей. Этот «лошадиный праздник» был очень важен для крестьянского хозяйства. Во многих деревнях, где этот день был престольным, существовал обычай приводить лошадей к церкви или часовне для окропления святой водой, что должно было защитить животных от болезней и обеспечить им благополучие на весь год.