Традиции и обряды Троицы и Петрова заговенья на Русском Севере

День Святой Троицы, который отмечается через семь недель после Пасхи, является одним из важных праздников в русской культуре. На Архангельском Севере сложился особый, «северный» комплекс троицких обычаев. В отличие от центральных регионов, здесь особое значение придавалось украшению жилищ ветками и целыми молодыми берёзками, которые предварительно освящали в церкви. Берёзами украшали как интерьеры домов, так и улицы, создавая ощущение праздника и единения с природой. Неотъемлемой частью празднования было поминовение усопших и посещение кладбищ, что подчёркивало связь поколений. Если в деревне Троица была престольным праздником, то она превращалась в большое событие с приездом родни, общими застольями, песнями и танцами.

От Троицы к летним праздникам

Вслед за Троицей наступала череда других любимых летних праздников. Например, широко отмечалась Святая (или Девятая) Пятница — девятая пятница после Пасхи, которая часто сопровождалась многодневными народными гуляньями.

Следующее воскресенье после Троицы по церковному календарю посвящено памяти Всех Святых. Этот день знаменует начало заговенья на Петров пост и известен под разными названиями: Всесвятское, Русальное, Яишное или Крапивное заговенье. В Архангельском крае его чаще называли просто «Заговенье» или «Петрово Заговенье». Этот праздник был насыщен уникальными обрядами, многие из которых были связаны с темой брака и плодородия.

Брачные обряды Петрова заговенья

Центральным предметом в обрядах этого дня часто становилась борона — сельскохозяйственное орудие, которое в северной традиции прочно ассоциировалось со свадьбой. Например, в Холмогорском районе молодёжь нарочно растаскивала и прятала бороны у мужчин, веря, что это приведёт к большему количеству свадеб в будущем. В Онежском районе борону волочили и бросали в воду, что, вероятно, символизировало очищение и связь с природными стихиями.

Особенно ярко брачная тема проявлялась в обычае «ловить молодок» — женщин, вышедших замуж в прошедшем году. В Лешуконском районе молодку вытягивали на улицу, шуточно пугали, после чего её должен был «выкупить» муж или свекровь угощением. В деревне Койнас этот обряд превращался в целое театрализованное действо: женщины, переодевшись охотниками с деревянным оружием, «выслеживали» и «ловили» молодых жён, а затем также требовали за них выкуп. Ещё одной распространённой забавой в этот день было катание яиц — древний символ жизни и возрождения.

Исторические корни традиций

Такое разнообразие и специфика обрядов Петрова заговенья неслучайны. Петров пост, приходящийся на период летнего солнцестояния, вобрал в себя и частично вытеснил более древние языческие обычаи, связанные с праздником летнего солнцеворота. Эти древние брачные и аграрные ритуалы, направленные на обеспечение плодородия и семейного благополучия, сохранились на Русском Севере, органично вплетаясь в ткань христианского календаря и демонстрируя живучесть народной культуры.