В последние годы Россию захлестнула волна лжеминирования школ и других важных социальных объектов. Виновниками в подавляющем большинстве случаев становятся сами ученики. Почему эти преступления стали настолько частыми и стоит ли за ними что-то большее, чем просто желание ребенка «сорвать уроки»? Разбирается ведущий психиатр и психотерапевт нашей клиники Екатерина Шурова.
Новая волна – насколько часто случаются лжеминирования?
Весной 2021 года по стране прокатилась очередная волна ложных предупреждений о минировании школ:
1 марта – анонимное сообщение о минировании 36 школ в Донецке Ростовской области.
11 марта – 28 школ в Томске эвакуировали и проверили после угрозы анонимного источника. Им оказался 17-летний 11-классник одного из проверенных учебных заведений.
26 марта – сообщение о минировании всех школ и детских садов Подмосковья.
26 марта – в Перми массово эвакуировали все школы города.
5 апреля – все школы Хабаровска получили сообщение о минировании.
14-15 апреля – в Калуге два дня подряд шла массовая эвакуация школ, детских садов и больниц после сообщения анонима. Ответственность на себя взяла некая хаккерская группировка «Cinasa».
16 апреля – в Хабаровске после ложного сообщения о минировании школы задержана ученица 8 класса.
23 апреля – 6 школ в Березниках эвакуированы. Сообщалось, что аноним требовал от директора одной из школ оплаты в размере 2 миллионов рублей под угрозой взрыва.
15 мая – в Казани эвакуировали 15 школ после ложных сообщений.
18 мая – в Екатеринбурге 2 школы эвакуированы после ложного предупреждения.
18 мая – в школы Казани на протяжение нескольких дней поступают угрозы о минировании. Анонимы представляются сообщниками «казанского стрелка» Ильназа Галявиева.
Подробнее о казанском стрелке и шутинге в школах мы писали здесь.
17 мая – сообщения о минировании 10 школ в центре Москвы.
20 мая – в школы Тюмени 4 дня подряд массово поступают сообщения о минировании.
И эта волна – далеко не первая. Так, в 2017 году из-за ложных телефонных сообщений были эвакуированы более 3500 зданий, что побудило Госдуму ужесточить наказание за телефонный терроризм. Но это лишь побудило злоумышленников искать новые способы – уже в 2019 году страна столкнулась с волной анонимных сообщений, приходящих на электронную почту. Эта тактика стала массовой и сохраняется по сей день.
«Модное» преступление – кто такие сватеры?
Виновников лжеминирования можно условно разделить на 3 группы:
Люди с психическими расстройствами
Самая малочисленная группа. Ее представители сообщают об угрозах на фоне пугающих галлюцинаций, «голосов в голове», бредовых идей.
Террористы
Сообщают о минированиях школ, чтобы продвигать и реализовать антисоциальные идеи, могут объединяться в группировки. Эта группа близка к первой и малочисленностью, и состоянием здоровья – террористами обычно становятся психопатизированные личности со склонностью к криминальным действиям.
Подростки
Именно сами ученики школ становятся виновниками лжеминирования в подавляющем большинстве случаев.
Делается это из хулиганских побуждений на фоне психологических потребностей – подросток пытается ощутить свою значимость, привлечь к себе внимание и заслужить уважение у сверстников:
Я сорвал уроки – я герой!
Например, задержанный 17-летний школьник из Омска, рассылавший ложные предупреждения, часто конфликтовал с одноклассниками и даже сменил несколько школ – у него были проблемы с социализацией.
Фото задержания омского нарушителя. Источник: Яндекс-картинкиКак правило, у таких «шутников» отмечаются довольно инфантильные черты характера – они не могут оценить причинно-следственную связь своего поступка, спрогнозировать результат и думать об ответственности. Для них лжеминирование = эвакуация, яркая шутка с отменой занятий. Эти дети не задумываются ни о неизбежном уголовном наказании, ни о том, каких трудов и затрат стоит привлечение спецслужб для проверки учебных объектов.
Более того, огромную роль в проблеме массовых лжеминирований играет подростковое подражательство.
Так, весной этого года и в России, и в Беларуси специалисты выявили новый повод для лжеминирования школ подростками – так называемый «сватинг».
Изначально сватинг – это террористическая тактика домогательства и глумления над специальными службами, направление правоохранителей по заведомо ложным вызовам, нередко – с целью оклеветать определенного человека.Название происходит от «SWAT» − аббревиатуры штурмовой группы со спецвооружением в США, аналога нашего СОБР – специального отряда быстрого реагирования, который борется с организованной преступностью и терроризмом. Источник: Яндекс-картинкиОбратите внимание: Что происходит с нами в 40 лет?.
Такие мистификации могут быть смертельными. Например, в США 15 января 2015 года в своем доме правоохранителями был застрелен Даллас Хортон – из-за анонима, который сообщил о минировании детских садов и представился чужим именем. Позже выяснилось, что Хортона умышленно оклеветал его знакомый.
А теперь школьники пользуются террористической тактикой сватинга для забавы. Более того, лжеминирование приобрело характер «челленджа» − модного поступка, который нужно повторять за сверстниками.
Как это работает?
Такие подростки называют себя «сватерами». Зачастую это геймеры – поклонники сетевых компьютерных игр. Они умышленно отправляют ложные предупреждения о минировании со взломанных аккаунтов своих «врагов» по игре.
О киберзависимости и ее последствиях мы подробно писали здесь.
Но, судя по всему, сватинг стремительно распространяется от геймерских кругов в обычные подростковые компании. И теперь это не просто «хулиганство», а своеобразное преступное хобби.
Ответственность – и на ребенке, и на родителях
В России ложное сообщение об акте терроризма (например, о минировании) – это уголовное преступление! Наказание за него по статье 207 УК РФ – штраф от 200 тысяч до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Плюс – покрытие материального ущерба за работу силовых ведомств и скорой помощи, которые проводили эвакуацию. К ответственности привлекают детей с 14 лет. Детей младшего возраста при совершении преступления в обязательном порядке ставят на учет, а родители будут вынуждены покрыть материальный ущерб.
Эту информацию крайне важно знать и регулярно напоминать ребенку.
Кроме того, следует внимательно следить за сетевой активностью школьника. В прошлом материале мы подробно писали о ключевых опасностях Интернета для детей – и о том, как защитить ребенка от негативного влияния.
Другие статьи по теме:
Почему подростки стали чаще болеть психическими расстройствами? Рассказывает детский психиатр
Селфхарм у подростка. Комментирует психиатр
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Ложное минирование школ – почему это происходит и кто такие «сватеры»? Комментирует психиатр.