Любовь – божий ответ на многие проблемы

Посмотрите на мою связку ключей. Один ключ включает зажигание в моем автомобиле. Это все, что он делает. Другой открывает входную дверь здания церкви. Это все, что он открывает. А вот этот открывает дверь моей квартиры. Я же хочу поговорить о духовном ключе, который один открывает много духовных замков и может решить много духовных проблем.

Прежде чем сказать вам, что же это за ключ, позвольте мне пояснить, какие проблемы я имею в виду. Обратимся к 1 Коринфянам. Церковь в Коринфе переполняло множество проблем: “воспаление служения проповеднику”, судебная тяжба с братьями, аморальное поведение, связь с языческим богослужением, искажение Господней вечери и т.д. Но за всеми этими проблемами стояли, как первопричина, внутренние качества христиан.

К примеру, там была проблема зависти: “Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?” (1 Кор. 3:3). При этом они были не только завистливы, но еще и горды: “И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать” (1 Кор. 5:2).

Если вы захотите увидеть все эти внутренние болезни, как на экране, в одном месте письма Павла, то лучше всего обратиться к 1 Кор. 12–14. В этих главах речь идет как раз об этих трех упомянутых качествах. Те, кто обладал (как они полагали) менее важными чудотворными дарами, завидовали тем, у кого дары были “лучше”. А обладавшие “лучшими” дарами раздувались от гордости. И процветал эгоизм, так как каждый прежде думал о себе, а не о нуждах церкви в целом.

Можно указать также и на другие внутренние качества коринфян. Они были нетерпеливы по отношению друг к другу. В них не было доброты. В 12:21 сквозит их равнодушие к чувствам других: “Ты мне не надобен”. Они были грубы и неучтивы. Если кто-то выступал на собрании, а другой тоже хотел что-то сказать, то он прерывал говорящего. По-видимому, их совсем не волновало то, что их действия превращали церковь в посмешище в округе. Они были раздражительны при общении. Они были подозрительны друг к другу. Они были бесчувственны в своих взаимоотношениях.

Остановитесь на мгновение и взгляните на этот перечень болезней духа: нетерпеливы, недобры, завистливы, горды, грубы, эгоистичны, раздражительны, подозрительны, бесчувственны. На все это естественно отреагировать такими словами: “Какой ужас! Да у этих людей огромные проблемы. Ну разве можно решить все эти проблемы и вернуть этих христиан на истинный путь?!”

А вот тут вспомним о ключе, открывающем многие замки. В 1 Кор. 13 Павел не только показывает превосходство любви над чудесными дарами, но и дает ключ к решению проблем духа, наводнивших церковь в Коринфе. Это особенно ярко выражено в стихах 4-7, где он дает характеристику любви.

Давайте взглянем на стихи 4-7 с этой позиции, все время помня о том, что мы ведем речь о любви агапе.

ПРОБЛЕМА НЕТЕРПЕЛИВОСТИ: ЛЮБОВЬ ТЕРПЕЛИВА

Стих 4 начинается так: “Любовь долготерпит”. На греческом языке здесь употреблено слово, означающее терпение по отношению к людям. Есть и другое греческое слово, означающее жизненную силу, выносливость и упорство - иными словами, терпение по отношению к обстоятельствам. Иоанн Златоуст указывал, что здесь использовано слово, применимое к человеку, которого кто-то обидел и который мог бы легко отомстить за себя, но отказывается от мести. Как нам нужно такое терпение; как нам нужно быть терпеливыми друг с другом! Барклей приводит великолепный пример такого терпения в своем комментарии к этому стиху:

«...Никто не относился к Линкольну с большим неуважением, чем Стэнтон. Он называл его “вульгарным хитрым клоуном”. Он прозвал его “настоящей гориллой” и говорил, что Дю Шайю был дурак, что скитался по Африке в поисках гориллы, тогда как мог легко ее найти в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн на это никак не реагировал. Он назначил Стэнтона своим военным министром, так как тот наилучшим образом подходил для этой должности. Он вел себя со Стэнтоном чрезвычайно учтиво... И вот наступил тот роковой вечер, когда пуля убийцы настигла Линкольна в театре. В небольшой комнате, куда принесли тело президента, стоял тот самый Стэнтон. Глядя в безжизненное лицо Линкольна, Стэнтон сказал сквозь слезы: “Здесь лежит самый великий правитель, которого когда-либо видел мир”. Терпение любви, в конце концов, победило».

В классической проповеди о любви под названием “Самое великое в мире” Генри Драммонд сказал, что это пассивное проявление любви. Теперь рассмотрим ее активное проявление.

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ДОБРОТЫ: ЛЮБОВЬ ДОБРА

Далее в стихе 4 сказано: “Любовь... милосердствует”. Другими словами: “Любовь добра ко всем”. Милосердие, доброта - это требование к христианину. В Еф. 4:32 Павел пишет: “Но будьте друг ко другу добры”. Вспомните Иисуса. Какую часть Своей жизни Он отдал, помогая другим, проявляя милосердие и делая людей счастливыми?

Разве не пойдет нам на пользу, если мы научимся по-доброму относиться друг к другу? Столько сердец было разбито только потому, что мы не сумели проявить доброту. У Блэка есть об этом рассказ, который затронул мое сердце - и мою совесть.

Деловой человек шел на работу и по дороге остановился, чтобы почистить ботинки. Мальчуган, начищавший обувь прохожим, делал свою работу не так быстро, как этого хотелось бизнесмену, и поэтому он сказал: “Ты можешь поторопиться? Я спешу. У меня важная встреча!” Через минуту он взглянул на свои туфли и увидел на одном из них слезинку. Мальчик плакал. “Что случилось? - холодно спросил бизнесмен. - Ты болен? Если заболел, то почему не остался дома? Я же сказал тебе, что тороплюсь”. Мальчик поднял на него глаза и сказал: “Нет, господин, я не болен. Моя мама умерла, и я хочу заработать немного денег, чтобы купить цветы”.

Мужчина пришел в свой кабинет. У него было много дел, но слова мальчика не шли у него из головы. Несмотря на то, что его ожидали многочисленные важные встречи, он вышел из своего офиса, прошел по той же самой улице несколько кварталов назад и дал мальчику десять долларов, чтобы он мог купить цветы для похорон своей матери.

Возможно, мы порой не проявляем доброту потому, что не понимаем ситуации, разве не так? Но любовь милосердствует. Возможно, нам нужно молиться, как молилась одна маленькая девочка: “Сделай всех плохих людей хорошими, а всех хороших - внимательными”.

ПРОБЛЕМА ЗАВИСТИ: ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ

Следующее качество, на которое Павел указывает в стихе 4, - “любовь не завидует”.

Зависть - это страшный грех. Она причисляется к наиболее отвратительным грехам (Гал. 5:19-21). Зависть заставила Каина убить своего брата Авеля (1 Ин. 3:12). Снедаемые завистью, братья Иосифа продали его чужеземцам (Деян. 7:9). Из зависти Саул преследовал Давида, как преследуют дикого зверя (1 Цар. 18). Пилат заметил, что именно из зависти иудеи предали Иисуса (Мф. 27:18). Соломон назвал зависть “гнилью для костей” (Прит. 14:30). Сегодня мы бы назвали ее раком, саркомой костей. Подумайте только о всей той боли, разочарованиях и горе, какие причиняет чье-то завистливое, плетущее интриги сердце!

Драммонд сказал, что это любовь соперничающая.

Позвольте вам сказать правду жизни. Что бы вы ни делали, всегда найдется тот, кто сможет сделать это лучше вас. Что бы вы ни имели, всегда найдется тот, кто будет иметь больше вашего. Какой бы знаменитостью вы ни были, всегда найдется тот, кто будет известнее вас. Какого бы успеха вы ни достигли, всегда найдется тот, чей успех будет больше. Если не сейчас, то в будущем. И вы должны научиться жить с этим... не теряя достоинства.

Как мне справиться с собой, если меня гложет зависть? Павел говорит, что только с помощью любви. У всех разные способности. Моя дочь хорошо поет. Когда-то и у меня был неплохой баритон, хотя те дни давно прошли. Но даже в лучшие мои времена я не мог петь так, как поет она. И когда я слышу ее голос, меня гложет зависть, так? Нет, не так. В моем сердце, сердце отца, нет места зависти, только благодарность за дар, которым Бог наделил ее. Почему? Да потому, что я люблю ее.

Я знаком с проповедником, который проповедует в небольших общинах. У него есть сын, который проповедует в многочисленной общине. Но когда он говорит о своем сыне, зависти в его голосе нет, только гордость. Почему?

Обратите внимание: Что такое настоящая любовь?.

Потому, что это его сын, и он любит его.

Если я завидую, то это потому, что я недостаточно люблю.

ПРОБЛЕМА ГОРДОСТИ: ЛЮБОВЬ СКРОМНА

Стих 4 завершается словами: “Любовь не превозносится, не гордится”. Предыдущее качество любви говорило о тех случаях, когда другие в чем-то превосходят нас. Это же качество относится к той ситуации, когда мы в чем-то добиваемся успеха. Даже когда человек преуспевает, любовь не позволит ему хвастаться и превозносить себя.

Нет ничего более отталкивающего, чем человек, который считает, что должен постоянно расхваливать себя. Как-то об одном человеке сказали: “Он - единственный известный мне человек, который даже сидит с горделивым видом”. А вот как еще говорят о хвастливом человеке: “Если бы вы купили его за столько, сколько он стоит, а продали его за столько, на сколько он ценит себя, то вы нажили бы себе целое состояние”. В Мф. 6 Иисус говорит о тех, кто жаждет похвалы: “Они уже получают награду свою” (ст. 2, 5).

Любовь же, совсем наоборот, стремится держаться в тени. Она скромна. В Рим. 12:3 Павел наставляет: “Не думайте о себе более, нежели должно думать”. Если я правильно понимаю библейскую концепцию смирения, то это совсем не то, когда человек думает о себе плохо, а когда он вообще о себе не думает. Любовь настолько беспокоится о других, настолько заинтересована в том, чтобы поддерживать, возвышать и укреплять других, что ей совсем не нужно самовозвеличивание.

ПРОБЛЕМА ГРУБОСТИ: ЛЮБОВЬ УЧТИВА

Стих 5 начинается так: любовь “не бесчинствует” (“не ведет себя неподобающе”; Современный Перевод). Толкователи предлагают еще такие варианты: “не груба”, “не неучтива”, “не имеет плохих манер”. Драммонд назвал это “любовью в обществе”.

Некоторых может удивить, почему это качество указано в одном ряду с такими “важными” качествами, как милосердие и смирение. Какая разница, обладаем мы хорошими манерами или нет? Вежливы ли мы, приятны, внимательны, не обидчики - или наоборот?

Разница есть, и огромная, так как в основе подлинной учтивости лежит уважение к другому человеку и его чувствам. Разница огромная, так как от этого зависит впечатление, которое мы производим на людей: то ли мы соль земли и свет мира во славу Божию (Мф. 5:12-16), то ли мы отталкиваем людей своими действиями.

Однажды после проведения ежегодного семинара в одном из христианских колледжей Чарльз Ходж в своем бюллетене напечатал тревожную статью. Во время лекций он беседовал с официантами и официантками кафе, расположенных рядом со студенческим городком. Они сказали, что содрогаются при мысли о семинаре, потому что тогда в кафе и ресторанах появляются люди, которые ужасно грубо ведут себя. Самым печальным, однако, было то, что зачастую самыми грубыми из них бывали как раз те, кто склонял голову в молитве перед едой.

Любовь внимательна, заботлива, почтительна, учтива, тактична и вежлива. Некоторые считают эти качества старомодными и несовременными, но Павел говорит, что если вы исполнены любви, то будете поступать именно так.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА: ЛЮБОВЬ НЕ ЭГОИСТИЧНА

Второе качество любви, указанное в стихе 5, называют самым лучшим определением любви: любовь “не ищет своего” (“не себялюбива”; Современный Перевод). Еще одно толкование: “Любовь не настаивает на своем”. Вспомним наше рабочее определение любви агапе, данное в уроке «ТРУДНАЯ ЛЮБОВЬ»: “Любовь желает лучшего для любимого”. Любовь беспокоится о другом человеке, а не о себе.

Пророк говорил: “А ты просишь себе великого: не проси” (Иер. 45:5). А вот что сказал Павел:

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:3-5).

Трудно заботиться больше о других, чем о себе. По словам Павла, секрет в том, чтобы научиться любить. По большому счету, мир делится на две группы: одни беспокоятся о правах, а другие об обязанностях. Первую группу интересует, “что жизнь должна мне”, а вторую - “что я должен жизни”. На второй группе виден отблеск любви агапе.

Любовь не думает о себе; любовь беспокоится о другом человеке.

ПРОБЛЕМА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ: ЛЮБОВЬ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНА

Третья характеристика любви в стихе 5 звучит так: “не раздражается” (“не раздражительна”; Современный Перевод). Любовь не так легко спровоцировать на гнев или обиду.

Нет более разрушительного свойства человеческого характера, чем вспыльчивость. Было сказано столько ужасных слов, совершено столько ужасных дел, разрушено столько драгоценных взаимоотношений, и все из-за несдержанности. Некоторые не допускают и мысли о том, чтобы позволить себе опьянеть от вина или водки, но упиваются гневом - и приносят столько же вреда.

А любовь не спешит обижаться; она не раздражается; она не ищет повода для ссоры. Почему? Да потому, что любовь не думает о себе; она думает о другом человеке. Если я чувствую себя уязвленным, если я раздражен и в плохом настроении, то это обычно потому, что кто-то, как я считаю, обидел меня. Но если мое собственное “я” не имеет значения, то пренебрежение, реальное или мнимое, не будет задевать меня.

Вы можете возразить: “Но это трудно; я просто такой (или моя семья как раз такая). Я легко завожусь”. “Легко”? Означает ли это, что ничего нельзя с этим поделать? Позвольте мне спросить вас, было ли “легко” позволить вести себя на Голгофу, позволить вбивать гвозди в плоть, вынести все муки распятия? Не забывайте, что в любой момент Иисус мог позвать Себе на выручку воинство ангелов. Что дало Иисусу силы пройти через это испытание? Любовь.

Любовь обладает преобразующей силой для преодоления даже таких черт характера, которые мы культивировали в себе всю жизнь.

ПРОБЛЕМА ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ: ЛЮБОВЬ ВЕРИТ В ЛУЧШЕЕ

Стих 5 завершается словами: любовь “не мыслит зла” (“не считает свои обиды”; Современный Перевод).

Разве неправда, что очень часто мы готовы поверить в худшее? Если иной делает что-то хорошо, то это “только для того, чтобы покрасоваться”. Если кто-то говорит нам комплимент, то “он вовсе не имел этого в виду”. Но любовь “не мыслит зла”; любовь верит в лучшее. Через минуту мы перейдем к стиху 7: “Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. Многие авторы считают, что смысл фразы “всему верит” - “истолковывает все в лучшую сторону”.

Если я действительно люблю кого-то, то я буду истолковывать все, что этот человек делает, в его пользу, пока обстоятельства не вынудят меня поступить иначе. Но даже и тогда я буду “всего надеяться”; я сохраню надежду, что тот, кого я люблю, изменится.

Но это еще не все, что можно сказать об этом свойстве. Как уже отмечалось, в современном переводе мы читаем: “не считает свои обиды”. В тексте оригинала употреблен бухгалтерский термин. Его смысл - делать какую-то запись там, где о ней не забудется и где ее можно будет принять во внимание завтра, на следующий день или через десять лет.

Не то же ли самое делаем порой и мы? Если мы чувствуем себя обиженными, мы делаем запись в своей записной книжке, которая зовется памятью, и храним ее там. Мы пестуем все эти обиды в своей душе до тех пор, пока забыть о них уже становится практически невозможно. Мы лелеем свой гнев, чтобы он не угас.

Но любовь не ставит себя в центр мироздания. Любовь не думает об обидах, нанесенных своему “я”. Поэтому даже покушение на свое “я” любовь может истолковать в лучшую сторону. И любовь может забывать. Любовь не записывает обиды в гроссбух; любовь “не мыслит зла”.

ПРОБЛЕМА БЕСЧУВСТВЕННОСТИ: ЛЮБОВЬ ЗАБОТИТСЯ О ДРУГИХ

И, наконец, в стихе 6 сказано: “не радуется неправде, а сорадуется истине”. В эти слова вложено очень много, но позвольте мне высказать их основную идею: любовь счастлива, когда все хорошо; любовь опечалена, когда не все хорошо. При этом то, что “хорошо” и что “не хорошо”, определяется Божьим Словом. Иоанн выразил эту мысль в своем втором послании: “Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине” (2 Ин. 4).

Вы можете подумать, что это же естественно. Но это не так. Многие радуются, когда с известными людьми случаются несчастья. Некоторые публикации переиздаются в сотнях тысяч экземпляров, потому что людям свойственно злорадствовать по поводу неудач знаменитостей. Им на потребу существуют такие, кто зарабатывает себе на жизнь, копаясь в мусорных корзинах известных личностей в надежде найти хотя бы намек на скандал. И если вдруг находят, этот мусор тут же становится достоянием гласности.

Многие радуются, когда несчастья происходят с теми, кто им не нравится, или наружу всплывает какой-то их грех. Однако Божий Мудрец в Ветхом Завете сказал: “Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется” (Прит. 24:17). Злорадство отражает отнюдь не любовь.

Давайте на этом остановимся и уточним. Некоторые не понимают, что такое любовь. Они думают, что если человек действительно любит, то не имеет значения, что преподается, истина или заблуждение, живут люди правильно или нет. Но этот стих утверждает, что любовь находится в согласии с истиной. Неправедность, непокорность и заблуждение терзают сердце того, кто научился любить. Любовь никогда не будет радоваться неправедности и неповиновению и не оставит их незамеченными.

Неправедность может обречь душу на вечное проклятье. Любовь же беспокоится об этом человеке.

Этот отрывок завершается словами: “Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (ст. 7, 8).

Когда я обратился к тексту оригинала, написанному на греческом языке, то заметил, что каждая фраза в стихе 7 начинается со слова “все”. В древнегреческом языке не было наших способов подчеркивания, усиления мысли, например выделения курсивом и восклицательных знаков. Однако у них были свои средства, скажем, повторение. Еще один способ - обратный порядок слов, когда первым в предложении ставили то слово или фразу, которую хотели выделить. Я всегда читал этот стих, делая ударение на глаголах: “Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. Но поскольку “все” стоит на первом месте, то главный упор надо, оказывается, делать на нем: “Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каком-то смысле все, что Павел пишет в этом стихе, было уже им высказано в предыдущих стихах, но сейчас Павел говорит, что исключений нет. Любовь есть любовь - всегда, везде и независимо ни от чего. В Современном Переводе читаем: “Она всегда защищает, всегда верит, всегда надеется, всегда терпит”.

Итак, 1 Кор. 13, особенно стихи 4-7, заявляет о том, что любовь есть Божий ответ на многие проблемы. Если вы еще не отметили этот отрывок, то я советую вам сделать это прямо сейчас. Когда мой друг консультирует неблагополучные супружеские пары, он просит их многократно перечитывать вместе 1 Кор. 13. В таких случаях это помогает.

Чем больше я вчитываюсь в эти стихи, тем больше убеждаюсь в следующем:

(1) Нельзя думать, что любовь мягкотела и слаба, и достичь ее легко. Любовь трудна и постоянна, и путь к ней требует больших усилий.

(2) Мне предстоит долгий путь, прежде чем я научусь любить.

(3) Я не смогу даже приблизительно походить на того человека, которым я должен быть, если не научусь любить должным образом; не смогу угодить Богу, не смогу попасть на небеса, если во мне не будет настоящей любви. Поэтому я молюсь:

“Боже, пребудь со мной - и пребудь с каждым, кто слышит эти слова. Помоги нам всем забыть о себе и думать о других. Помоги нам познать, что такое истинная любовь. Помоги нам уподобляться Твоему Сыну, Который мог любить всех людей и даже тех, кто распял Его. Тебе не придется много работать, Господи, но мы верим, что с помощью Твоей силы мы сможем стать настоящими христианами, исполненными любви. Во имя Твоего Сына, аминь”.

Любовь – божий ответ на многие проблемыСБОРНИК УРОКОВ: ИИСУС ХРИСТОСС Богом по жизни30 сентября

#любовь #люби #любить #1 коринфянам #христиане #христианство #религия #христианин #любовь к ближнему #библия

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: Любовь – божий ответ на многие проблемы.