Согласно научным данным, примерно четверть населения Земли никогда не испытывало и, вероятно, никогда не испытает чувства любви в его истинном понимании. Это может показаться удивительным, но такова реальность.
Может показаться, что ситуацию спасают оставшиеся три четверти, однако и здесь всё не так просто. Большинство из них знакомы лишь с симпатией, привязанностью или нежностью — состояниями, лишь отдалённо напоминающими любовь. Но того самого мощного, страстного и всепоглощающего чувства романтической любви им также не дано пережить.
Таким образом, любовь предстаёт не как общедоступная эмоция, а как редкий дар, подобный таланту, вдохновению или озарению. Она даруется лишь немногим, возможно, истинно избранным.
Таинство дара: вопрос к поэзии
Кто и каким образом наделяет этим даром? Ответ, пожалуй, лучше искать не в науке, а в поэзии. Как, например, у Беллы Ахмадулиной в её «Сказке о дожде»:
Тому, кто знаком с этим чувством, дополнительные объяснения не требуются. Но как описать его тому, кто лишён этого дара? Это всё равно что пытаться рассказать слепому о красоте утреннего неба или заставить глухого прочувствовать симфонию. Их понимание будет ограничено рамками их собственного опыта.
Возникает вопрос: могут ли люди, не знающие любви, по-настоящему понять или хотя бы посочувствовать тем «счастливчикам», кому эта страсть была отмерена щедро, а порой и с избытком?
Феномен Лили Брик: восхищение и непонимание
Яркой иллюстрацией этой дилеммы служит фигура Лили Брик — одной из самых известных и обсуждаемых женщин XX века.
Сегодня о её жизни известно множество подробностей, порой даже больше, чем о жизни собственных родственников. Её одновременно осуждают и восхищаются ею, но очень часто и те и другие добавляют: «Всё равно не понимаю». Примечательно, что восхищаются ею чаще те, кто знал Лилю лично. А непонимание исходит от тех, кто составляет мнение по фотографиям и чужим воспоминаниям.
Фотография, даже самая удачная, — это лишь застывший момент, часть живого образа. Она не способна передать живой магнетизм, харизму и то человеческое обаяние, которое полностью раскрывается только при личном общении.
Евгений Урбанский: двойник Маяковского по духу
Таким же мощно притягательным, обладающим невероятной харизмой, был советский актёр Евгений Урбанский. Хотя между ним и Лилей Брик была значительная временная дистанция, они были знакомы. Урбанский с юности боготворил поэзию Маяковского, знал почти все его стихи наизусть и, по воспоминаниям, замечательно их читал. Он считал, что чем-то похож на поэта, и даже подражал ему. Однажды для выступления, чтобы усилить сходство, он и вовсе побрил голову налысо.
Ему льстило, что сама Лиля Брик, муза Маяковского, также отмечала это сходство. Но оно было не только внешним.
Урбанский, как и Лиля, и, безусловно, как сам Маяковский, принадлежал к числу тех редких людей, кто был наделён даром любви.
Страсть как стихия: неконтролируемый поток
Любовная лирика Маяковского подобна бушующему водопаду, где каждое слово сверкает и клокочет неистовой страстью. Любовь в нём бурлила и изливалась стихами. Причём таких всепоглощающих влюблённостей у поэта было несколько, а не только знаменитая история с «Лиличкой».
О том, сколько раз со всей страстью души влюблялась сама Лиля Брик, ходят легенды. Пересказывать их нет необходимости. Она и сама осознавала свою особенность. Уже в зрелые годы Лиля Юрьевна как-то сказала: «Я всегда любила одного. Одного Осю... одного Володю... одного Примакова... одного Ваську...». Каждый раз её любовь была абсолютной и всепоглощающей.
Похожим образом о Евгении Урбанском отзывался Валентин Гафт: «Женя мог одновременно любить нескольких женщин. И любить по-настоящему. И свою жену, и Татьяну Лаврову... и других. Его души хватало на всех...».
Дар или проклятие? Риторический вопрос о счастье
Остаётся главный вопрос: приносит ли эта невероятная, всеобъемлющая любовь счастье? Однозначного ответа, пожалуй, нет. То, что испытывают эти люди, когда чувство заполняет их душу, не сравнить ни с чем иным. Можно ли управлять этой стихией, дозировать её, включать и выключать по желанию? Скорее всего, нет.
Каждому, кому выпал этот дар, приходится разбираться с ним самостоятельно. И когда мы слышим или читаем о людях, на которых «свалилась» эта всепоглощающая страсть — будь то дар или проклятие, — возможно, не стоит спешить с осуждением или поверхностными оценками. Возможно, мы просто не в состоянии их понять, потому что нам не дано пережить то, что пережили они.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Евгений Урбанский, Лиля Брик - одарённые любовью.