Магия костюмов «Мастера и Маргариты»: как создавались самые красивые образы в истории российского кино


Долгожданная экранизация культового романа Михаила Булгакова наконец вышла на экраны. Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита», премьера которого несколько раз переносилась из-за смены режиссера, финансовых сложностей и кропотливой работы над деталями, покорил зрителей в январе 2023 года. В главных ролях блистают Евгений Цыганов, Юлия Снигирь и Август Диль. Однако не только игра актеров и сюжет произвели фурор, но и визуальная эстетика, в которой ключевую роль сыграли костюмы.

Художники по костюмам Галя Солодовникова, отвечавшая за образы Маргариты, Воланда и его свиты, и Ульяна Полянская, создававшая облик простых людей, проделали колоссальную работу. Вместе с арт-директором Денисом Лищенко они погрузились в эпоху 1930-х годов, создавая «параллельные миры»: Лищенко отвечал за интерьеры и улицы, а Солодовникова — за персонажей. Их задача была не просто одеть героев, а через костюмы рассказать их историю, характер и внутренний мир, создав неповторимую атмосферу советской Москвы. Работа над образами велась два года, параллельно со съемками.

«Я присоединилась к проекту в мае 2020 года, — рассказывает Галя Солодовникова. — Нам было важно, чтобы каждый элемент в кадре работал на общую идею. Мы создавали не просто одежду, а целые судьбы, воплощенные в ткани и цвете».

Путешествие в 1930-е: от Марлен Дитрих до советской моды

Для создания аутентичной атмосферы Галя Солодовникова погрузилась в изучение эпохи. Ее вдохновением стали немое кино, иконы стиля вроде Марлен Дитрих, голливудская классика, а также архивные дизайнерские эскизы из музея Виктории и Альберта в Лондоне. Однако ключевой задачей было найти баланс между роскошью, доступной героям вроде Маргариты, и суровой реальностью СССР 1930-х.


Актриса Юлия Снигирь в роли Маргариты

«Маргарита — жена высокопоставленного человека, женщина с безупречным вкусом, которая могла позволить себе следовать европейским трендам, шить одежду на заказ, — объясняет художник. — Но в Советском Союзе не было ни элитных ателье, ни дорогих тканей в свободном доступе. Ее образ должен был контрастировать с серой московской действительностью, но при этом оставаться правдоподобным. Мы даже консультировались с историком моды, чтобы понять nuances советского стиля того времени».

Ручная работа и уникальные находки

Практически все костюмы для главных героев были созданы вручную с нуля. Команда Солодовниковой шила не только платья и костюмы, но и аксессуары: туфли, шляпы, перчатки. Некоторые элементы, однако, имели свою историю. В ход пошли винтажные сумочки, антикварные вязаные перчатки из Берлина и даже одно подлинное платье 1930-х годов, которое Галя специально привезла для съемок.


Элегантное бархатное платье с открытой спиной, в котором Маргарита покидает театр, было найдено в архиве отдела кинокостюмов

«Как модельеру по образованию, мне было принципиально важно создавать образы с чистого листа, — отмечает Галя. — Всего мы сделали около 100 костюмов для Маргариты, Воланда, его свиты, а также для массовых сцен вроде «Бала у Сатаны» или театрального представления в «Варьете».

Психология цвета: как костюм рассказывает историю души

Цвет в фильме — это не просто эстетический выбор, а полноценный инструмент сторителлинга. Художник по костюмам, режиссер и оператор совместно работали над тем, чтобы цветовая палитра каждого наряда гармонировала с эмоциональным состоянием героя и общим настроением сцены.

«У каждого персонажа есть своя дуга, свой путь, — говорит Галя. — И то, что он носит, полностью соответствует его внутренним изменениям. Существуют цвета, которые герой надевает, и цвета, которые он никогда не наденет».


Первая встреча Мастера и Маргариты

Эволюция Маргариты прослеживается через цвет особенно ярко. В начале фильма ее образ драматичен и скрытен: темно-фиолетовый сарафан, шляпа и черные перчатки отделяют ее от московской толпы. Глубокие винные, фиолетовые и синие тона символизируют ее душевные терзания. Когда же героиня обретает счастье с Мастером, ее палитра меняется на нежные, светлые и радостные оттенки, как в платье для домашнего танца.


Евгений Цыганов в роли Мастера


Юлия Снигирь в роли Маргариты

Темная, мистическая палитра характерна для Воланда и его свиты — Азазелло, Коровьева и Геллы. Эти цвета подчеркивают их потустороннюю природу и ту силу, которая позже откроется и в самой Маргарите.

Маргарита: эталон стиля и безупречного вкуса

Образ Маргариты — это история, рассказанная через детали. Каждое платье, плащ, шляпка, часы, кольцо, туфли или сумочка работают на создание портрета женщины, знающей себе цену. Практически все было создано по индивидуальным эскизам, но некоторые вещи имеют особую историю. Например, то самое бархатное платье с открытой спиной или шляпа для пикника с Мастером.

Важным стал и момент, когда Маргарита впервые появляется в брючном костюме. «Это знаковый образ, раскрывающий ее индивидуальность, — объясняет художник. — Она раскрепощается, проявляет смелость. Мы вдохновлялись стилем Марлен Дитрих, которая любила мужские пиджаки и широкие брюки. Мы хотели, чтобы наша Маргарита была элегантной, но с внутренним стержнем, поэтому даже в этом смелом образе она осталась в нежной, светлой цветовой гамме».

Тайны украшений: от изумрудов до бриллиантов под охраной

Ювелирные украшения Маргариты были тщательно подобраны под каждый наряд. Рубиновые серьги дополняли бордовые и фиолетовые платья, изумрудные — зеленые. Броши также соответствовали общей палитре: к винному пальто — красная, к зеленому платью — брошь-перо в тон.


Серьги, обручальные кольца, часы, броши — тщательно продуманный комплект украшений для повседневных образов Маргариты

Самым ценным предметом стало бриллиантовое колье — подарок Воланда, в котором Маргарита просыпается после «Бала у Сатаны». Эта драгоценность была настолько дорогой, что на протяжении всех съемок ее сопровождал персональный охранник.

Обратите внимание: При выборе мастера для ногтей обращайте внимание.

«Голые» платья и корона: кульминация образа на балу

На легендарном «Балу у Сатаны» Маргарита предстает в двух потрясающих образах. Первое платье, в котором она встречает гостей, — полупрозрачное, расшитое сложными золотыми узорами. «Каждый узор сначала рисовали в векторной программе, а затем месяц вышивали на специальной машине», — делится подробностями Галя.

Ювелир Катя Рабей создала для этого образа украшения для рук, ног и корону-доспех по эскизам Солодовниковой. «Над короной работали три месяца: от 3D-моделей и картонных макетов до отливки в металле».


Нижняя часть платья с тяжелой вышивкой контрастирует с невесомым прозрачным верхом

Второй образ более эфирный: воздушное прозрачное платье, черный плащ и украшение в виде полумесяца на переносице — знак власти Воланда. Завершает ансамбль колье в стиле ар-деко, сделанное вручную.

Воланд: дьявол в безупречном костюме

Воланд в трактовке Солодовниковой — это апофеоз элегантности и законодатель мод. Каждый его выход — это идеально сшитый костюм, в котором сочетаются элементы разных эпох и культур. Например, в сцене в «Варьете» его образ дополняет каракулевая шапка, отсылающая к русским и казачьим мотивам.


Рубашки с высоким воротником, прямые пальто, фактурные пиджаки и обувь создавались с оглядкой на коллекции Balmain и Prada

Важную роль играют и аксессуары: кольца, воротники, а также винтажная брошь в стиле ар-деко 1930-х из галереи Vintage Dream. Символом Воланда стала перевернутая звезда — знак Сатаны, стилизованный под ар-деко. Этот мотив пронизывает весь фильм: от интерьеров и графики до костюмов его свиты и короны Маргариты.

Показ мод в «Варьете»: шок и роскошь недоступного

Фантасмагоричный показ мод в театре должен был контрастировать с серой советской реальностью. Платья, расшитые серебряными нитями, страусиными перьями и стразами, создавали образ недостижимой, «демонической» роскоши. Вдохновением служили как немое кино и журналы мод 1930-х, так и современные коллекции Chanel, Elie Saab и других дизайнеров.

«Мы выбрали палитру серебряных и пыльно-розовых оттенков, — рассказывает Галя. — Заранее изучали эскизы декораций, чтобы костюмы выигрышно смотрелись на фоне. Это должна была быть ткань и фасоны, которых в СССР просто не могло быть».


После съемок все платья с показа остались в коллекции кинопродюсера

Важной деталью была и «обнаженность» платьев, которые надевались на голое тело — вызов пуританским нормам советской эпохи, призванный шокировать и завораживать.

Гелла: трансформация от земного к потустороннему

Образ Геллы проходит метаморфозу. Сначала это «земная» девушка с рыжими волосами в струящемся красном платье, излучающая сексуальность. Когда же она становится частью свиты Воланда, ее облик кардинально меняется: теплые тона сменяются холодными лунными, плавные линии — острыми углами корсета. Седовато-белые волосы, уложенные в гладкую прическу в духе 1930-х, и черно-серебряный силуэт завершают превращение в «инопланетное» существо.


В фильме Гелу сыграла актриса Полина Август


На роль Геллы пробовались топ-модели, но режиссер Михаил Локшин увидел нужный типаж в Полине Август

Коровьев: от клетки до клоуна

Прозвище «Клетчатый» из романа стало основой для визуального образа Коровьева. Солодовникова одела его с головы до ног в клетку — от носков до шляпы. В сцене в «Варьете» он трансформируется в клоуна, но не простого, а Арлекина, чья классическая клетка превращается в ромбы зеленого и бордового цветов.


Во время представления в «Варьете» Коровьев превращается в клоуна


Квадратная клетка на сером костюме сменяется ромбами зеленого и бордового оттенков

«В традиции есть черный клоун и белый клоун, — поясняет Галя. — Коровьев — белый клоун, но он же и Арлекин. А черного клоуна, его тень, играет Азазелло, в чьем образе появляется характерный для Воланда фиолетовый цвет».

Азазелло: воин, странник и грустный шут

Образ Азазелло сочетает в себе несколько ипостасей. В «Варьете» он — «грустный клоун» с потекающим гримом. В других сценах перед нами предстает воин и странник: шрам на лице, небольшой горб, асимметричный, гипертрофированно мускулистый силуэт, созданный с помощью накладных элементов.


Военная форма, котелок и грубый ремень символизируют трудный путь Азазелло как вечного воина

«Мы хотели сделать Азазелло более брутальным, нечеловечным, — говорит художник. — Исказили его силуэт, сделали плечи шире, спину более мощной. Его форма — это символ вечного странствия по мирам и эпохам».

Анастасия Козырева

Фото: Архив пресс-службы

Больше интересных статей здесь: Мода и красота.

Источник статьи: Воланд в безупречных костюмах, Маргарита в бриллиантах и винтажном платье 30-х годов и чарующая Гелла в металлизированных корсетах — картина Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» сразила зрителей не только захватывающим сюжетом и эстетичным видеорядом, но и невероятными нарядами главных героев..