Этот пролив имеет славу самого загруженного в мире. Соединяя Тихий и Индийский океаны, Малаккский пролив похож на бутылочное горлышко, через которое ежедневно протискивается более ста крупнотоннажных судов. На протяжении веков многие устанавливали и теряли контроль над проливом. В настоящее время Малаккскому проливу угрожают две опасности: загрязнение окружающей среды в результате аварии танкера и бесчисленные пираты.
Побережье Малаккского пролива — это бесконечная череда коралловых рифов и идиллических пляжей.
ДЕЛОВОЙ ПРОЛИВ
Интенсивность судоходства по Малаккскому проливу столь велика, что опасность для корабля попасть в пробку здесь столь же вероятна, как для автомобиля на оживленном шоссе.
Малаккский пролив протянулся между индонезийским островом Суматра, а также малайским и таиландским участками Малайского полуострова. Он соединяет Андаманское море Индийского океана и Южно-Китайское море Тихого океана. Южный вход в пролив — порт Сингапур.
Пролив не отличается значительной глубиной, особенно в южной части. Глубина увеличивается в северном направлении и достигает максимума в месте соединения Малаккского пролива с Андаманским морем.
На юге и юго-востоке много мелких островов и рифов, а также отмелей и мелей, образованных песчаными наносами рек острова Суматра. Все они осложняют судоходство по проливу. Способствует навигации лишь слабое, преимущественно северо-западное течение.
Пролив занимает часть мелководного Сундского шельфа и образовался в результате поднятия уровня воды после начала таяния ледников. В отличие от соседних территорий, Малаккский пролив не подвергся влиянию тектонической деятельности.
За долгие годы на его берегах образовались гигантские заболоченные участки и длинные полосы мангровых зарослей, особенно на восточном побережье Суматры.
Местный климат жаркий и влажный; он носит муссонный характер, так как пролив находится рядом с экватором. В пролив впадает много рек, что объясняет пониженную соленость вод пролива.
Свое название он получил, вероятно, от Малаккского султаната, власть которого распространялась на всю эту территорию. Под властью султаната он находился с 1414 по 1511 гг Существует также предположение, что пролив мог быть назван по имени порта Мелака (ныне — малазийский город Малакка). являвшегося важнейшим морским портом в проливе в течение XVI-XVII вв.
Европейцы открыли для себя Малаккский пролив только в XVI в. и были весьма удивлены тому, что на его берегах находились крупные портовые города, не уступавшие европейским ни в деловой активности, ни в количестве верфей и судов, заходивших в гавани.
Португальцы установили контроль над проливом в 1511 г и удерживали его вплоть до второй половины XVI в., пресекая все попытки султана Малакки восстановить свою власть.
В XVI-XVII вв. здесь утвердились голландцы, с которыми конкурировали англичане. Так как силы сторон были немногочисленны и примерно равны, а местное население не жаловало ни тех, ни других, на протяжении нескольких столетий в проливе не было крупных конфликтов. Это относительное спокойствие было нарушено в эпоху наполеоновских войн конца XVIII — начала XIX вв., когда Голландия была оккупирована французами. Англичане тут же воспользовались ситуацией, и порты пролива стали британским владением, в том числе — Сингапур. Даже после окончания французской оккупации Голландия не сумела вернуть утраченные позиции в проливе. В 1824 г уже весь Малаккский султанат стал британской колонией и оставался под властью Англии до 1957 года не считая трех лет японской оккупации во время Второй мировой войны. Европейская колонизация привела к увеличению навигации в проливе, и сегодня это основной путь, по которому осуществляется морская транспортировка грузов между странами Европы, Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки.
Малаккский пролив является пограничным участком Мирового океана, разделяющим Тихий и Индийский океаны. Также пролив представляет собой один из наиболее используемых водных путей в мире. Он обеспечивает транзит грузов между основными мировыми экономическими цитрами. На берегах построено несколько крупнейших в мире контейнерных терминалов, ежедневно принимающих сотни судов. Бичом экономики пролива и пятном на его репутации стали вылазки береговых пиратов.
ПРОБЛЕМЫ В РАЮ
Интенсивная эксплуатация Малаккского пролива уже привела к большим проблемам, которые заключаются в двух словах: экология и пираты.
Как главное связующее звено между Индийским океаном и Южно-Китайским морем, Малакк-ский пролив является кратчайшим — и старейшим — морским путем между Индией и Китаем. По этой причине он всегда был одним из самых загруженных проливов мира, постоянно наполненным множеством судов. В ранние периоды истории Малакк-ский пролив стал главным путем миграции азиатского населения.
Еще большую значимость ему придает тот факт, что на южном входе стоит Сингапур — важнейший во многих отношениях порт.
Это единственный в мире большой пролив, где происходит особо активное наслоение речного ила. Тем не менее на интенсивности судоходства этот факт никак не отражается.
В течение года через пролив проходит около 50 тыс. судов, которые обслуживают 20-25% всего морского товарооборота. В отдельные дни через пролив проходит до 900 грузовых и пассажирских судов. Кроме того, он используется паромами, связывающими Малайзию и Сингапур с соседней Индонезией.
Через Малаккский пролив осуществляется 25% морских перевозок нефтепродуктов: около 11 млн баррелей в день. При постоянно возрастающих потребностях в нефти Китая. Южной Кореи и Японии эта цифра увеличивается.
Значение Малаккского пролива еще больше возросло после того, как в конце XX - начале XXI вв. в акватории самого пролива, у восточного побережья Суматры, были обнаружены нефтяные поля и началась их интенсивная разработка.
Пролив оказался удобен еще и тем, что его ширины как раз хватает для того, чтобы по нему проходили гигантские нефтяные супертанкеры, доставляющие нефть из стран Персидского залива в Японию и другие государства Восточной Азии.
Особенность Малаккского пролива в том, что его многочисленные коралловые рифы представляют один из самых богатых флорой и фауной районов Мирового океана. На рифах и вокруг них обитают 36 видов каменистых кораллов основных строителей коралловых рифов, образовавших обширные колонии.
Интенсивная навигация в проливе оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В некоторых местах пролив довольно узок и похож на бутылочное горлышко. Здесь крайне высока вероятность катастрофы танкера и губительного для природы и человека разлива нефти. Такие, как случай с датским танкером «Маерск Навигатор», затонувшим в 1993 г Последствия этой катастрофы не ликвидированы полностью до наших дней.
Крайне затрудняет судоходство в проливе ежегодное задымление в результате лесных пожаров на острове Суматра. Видимость снижается до 200 м, что приводит к замедлению движения судов и столкновениям, а также способствует деятельности пиратов. Передвигающиеся на быстроходных катерах пираты стали самой большой проблемой для пролива в последние годы: на Малаккский пролив приходится до 30% всех пиратских нападений в Мировом океане. Для борьбы с пиратами власти Малайзии, Индонезии и Сингапура были вынуждены организовать постоянное патрулирование всей акватории пролива вооруженными силами этих стран.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Малаккские пираты (в проливе их называют «ланун») обосновались в лабиринте бухт на побережье островов архипелага Лангкави, где природа сохранилась почти в девственном состоянии. Многие пираты являются потомками людей, веками живших на воде и отлично знакомых с характером пролива. Ланун вооружены парангами — длинными ножами наподобие мачете.
■ В 1512 г. португальский корабль «Флерде-ла-мар» отплыл из султаната Малакка на юго-западном побережье Малаккского полуострова с сокровищами султанов Малакки на борту. Сразу после отплытия корабль попал в шторм, судно напоролось на риф и затонуло. В настоящее время на дне Малаккского полива лежат ценности стоимостью в миллиарды долларов. По мнению историков, это самый ценный груз на дне моря из всех известных.
■ В мае 1945 г. в Малаккском проливе прошло морское сражение. В ходе операции «Герцогство» для вытеснения японцев из пролива британский флот потопил японский крейсер «Хагуро» вместе с 927 матросами.
■ Мечеть «Селат-Мелака», или «плавающая мечеть», построена в 2006 г. на насыпном искусственном острове неподалеку от города Малакка в одноименном проливе. Прозвище «плавающая» получила за то, что при высокой воде в проливе создается впечатление, что она плывет по поверхности воды.
■ На западном берегу Малайзии сохранился один из старейших лесов в мире. Эти тропические растения находятся под угрозой исчезновения из-за бессистемной вырубки леса на продажу. 50% древесины ценных пород дерева на мировом рынке идет из Малайзии.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ г. Джохор-Бару (Малайзия): Истана-Бесар (Большой дворец, XIX в.). Королевский музей Султана Абу-Бакара, дворец султана Истана Букит Серене, мечеть султана Абу-Бакара (XX в.), Городская площадь (Датаран Бандарая).
■ г. Кланг (Келанг), Малайзия: здание Гедунг Раджа Абдулла и Музей олова (середина XIX в.), руины форта раджи Махади, мечеть Масджид-Ди-Раджа-Султан-Сулейман, дворец селангорского султана Истана Алам-Шах.
■ г. Джорджтаун (Пенанг), Малайзия: Форт Корнуэлис (XVIII в.). Дом клана Кху-Конгси (XIX в.), Церковь Св. Георгия (XIX в.), Музей Пенанга и картинная галерея (Penang Museum), Чайнатаун, Мечеть капитана Келинга (XIX в.), Башная Комтар, Храм Шри Мариамман (XIX в.), Хайнаньский храм (XIX в.).
■ г. Малакка (Малайзия): Малаккский маяк, ратуша Стэдхайс (XVII в.), португальский форт А'Фамоза, протестантская церковь Христа (XVII в.), китайский храм Ченг Хун Тенг.
■ г. банда-Ачех (Индонезия): Большая мечеть Байтуррахман (конец XIX в.), парк Гунонган.
■ Архипелаг Лангкави (Малайзия): ферма крокодилов, гробница принцессы Махсури, водопад Телага-Туджух, пещера Гуа Черита.
■ Морской национальный парк Тарутао (Таиланд).
■ Остров Рупат (Индонезия) поселения местного народа кубу.
■ Мечеть «Селат-Мелака», или «плавающая мечеть» (2006г).
Атлас. Целый мир в твоих руках № 136