Маргарита буданова: дарящая руку помощи

Сегодня мы откроем вам святая святых нашей команды – мы подарим вам разговор с нашим психологом Маргаритой БУДАНОВОЙ. Человеком, который не просто знает все наши тайны, но понимает, откуда они произрастают. И расскажет вам, зачем приходят в спортивную психологию, что делают потом, и как из непонятной малышни появляются чемпионы.

Кандидат медицинских наук Маргарита БУДАНОВА

Фото Яндекс

- Я, прежде чем прийти в психологию, сначала получила другое высшее образование. У меня было техническое образование. И эта специализация называлась «Системо-техник». То есть, у меня был сформирован системный подход к решению различных задач. И уже затем я закончила психологический факультет МГУ. Это был первый курс, который готовил практических психологов в нашей стране. Нашим руководителем была очень известный ученый Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Для которой мы были первыми учениками. И она вложила в нас всё, что можно было вложить. Я работала сначала и с детьми, и с их родителями. Потому что у меня у самой в тот момент был маленький ребенок, это была интересная мне тема. Проводила тренинги личностного роста и тренинги в области менеджмента. И в какой-то момент своей жизни я поняла, что мне интересно работать с людьми, которые хотят двигаться дальше в жизни. Закончила канадский Эриксоновский университет. Коучинг в менеджменте - так называлась моя специальность. А кто такой коуч? Коуч – это человек, который развивает потенциал другого человека. И хотелось именно помогать людям развивать их потенциал. Не просто справляться с проблемами, а развивать потенциал, чтобы люди могли двигаться дальше, двигаться вперед. На тот момент мне показалось, что люди, которым это может быть интересно, это именно люди из области спорта.

- Сейчас выясняется, что у советской спортивной психологии была очень достойная история. Мы просто не знали, что работают психологи. Мы считали «бей-беги», и всё.

- Да, конечно. Корни у нас были хорошие. Не только в области спорта. Достаточно вспомнить Выготского, например. Это всемирно признанный авторитет, создатель теории деятельности. В том числе его работы в области педагогики известны по всему миру. Но стоял вопрос между разработанностью теории и практическим применением. Здесь до сих пор есть проблема. Часто теория была в одном месте, а практика - в другом. Как раз поэтому я и училась на курсе, где готовили практических психологов. Хотя, на тот момент, даже и преподаватели не совсем знали, чему нас учить. Но направленность была на то, чтобы мы были людьми, которые могли бы решать широкий круг задач.

- На каком этапе вы обычно подключаетесь к подготовке спортсмена?

- Это очень по-разному. Зависит от ситуации. Увы, но до сих пор у нас существует подход, что психолог – это либо пожарник, либо волшебник. Если что-то сломалось, тогда мы позовем психолога, и он будет это чинить. Осталась неделя до соревнований – надо быстро что-то сформировать. Как было бы правильно, если бы было заблаговременная подготовка.

- Заблаговременная насколько? На уровне набора малышни? На уровне учебно-тренировочных групп? Или на уровне спортивного совершенствования?

- За почти 35 лет психологической деятельности у меня очень разный опыт работы, начиная от начальной подготовки до людей, которые выступали на Олимпийских играх. Я считаю, что на каждом этапе есть свои какие-то значимые, моменты, которые должны быть сформированы. Начиная с работы с родителями, которые приводят детей в спорт. Очень важно формирование правильных установок родителей. Родитель находится с ребенком постоянно в течение спортивной карьеры, пока он растет. У нас не учат быть просто родителями, и не учат быть родителями спортсменами. Всё для них происходит стихийно. Для кого-то это достаточно спокойный и гармоничный процесс, но для кого-то это достаточно напряженный, непростой процесс, и не всегда понятно, от чего зависит успех и продвижение ребенка в спорте. И как родитель может способствовать, скажем, развитию способностей ребенка. Мне кажется, что мы закладываем правильную основу в отношении к родителям, когда убеждаем, что не надо стараться быть тренерами для своих детей, а надо помнить, что они родители.

- Приходилось ли вам работать, как психологу, в конфликте «тренер – родители»?

- Самая радикальная ситуация, когда родитель на себя берет обязанности тренера. Ставит программы ребенку, если мы говорим про фигурное катание. Мне тренеры рассказывали такую историю, что одна мама даже надевала наушники на ребенка, чтобы тот в наушниках слышал её рекомендации. Какие предпосылки успеха в спорте могут быть? Одна из составляющих успеха – это продуктивные отношения между всеми участниками процесса. Это продуктивные отношения между спортсменом и тренером, тренером и родителями, спортсменом и его родителями. Здесь очень важно, чтобы родители осознавали, какова их-то собственная мотивация того, чтобы ребенок занимался спортом. Но и, с другой стороны, и тренер тоже должен рассказывать родителям, чего они могут ожидать, и какие задачи решаются на данном этапе. Если эти вещи озвучиваются тренером родителю, тогда ситуация более или менее понятна. А если это не озвучивается, если тренер замкнут в себе, не идет на контакт с родителями, то тогда у них нет, критериев оценки прогресса их ребенка, продвижения. И тогда у них начинаются свои какие-то попытки понять, где лучше. И поиски чего-то другого.

- Вы работаете в одном из самых трудных видов спорта, где спортсмены к результату подходят в старшем подростковом возрасте, а к супер-результату должны подойти очень-очень молодыми людьми. Скажите, пожалуйста, есть для вас разница - работать со взрослым человеком или работать маленьким человеком? И в чем эта разница?

- С точки зрения возраста здесь нет каких-то различий. Просто ты немножко иначе разговариваешь с человеком. Немножко разные инструменты используешь для работы с ребенком и со взрослым. Хотя есть какие-то инструменты, которые универсальны для разных возрастов. Мне кажется, самый главный вопрос – насколько человек хочет продвигаться. Насколько он заинтересован в процессе работы. Тут, конечно, встает другой вопрос - кто был инициатором. Кто его привел. Его привел родитель или его нашел тренер. Или он сам решил, что ему нужно пойти в спортшколу. Так или иначе, для этого должна произойти встреча психолога и тренера, родителя и спортсмена.

- Ваша профессия была дискредитирована в 90-е годы, такими людьми как Рудольф Загайнов. Как вы к этому относитесь?

- Я бы не стала так говорить, что она дискредитирована. Я бы, наверное, сказала так, что она не востребована еще. Существует готовность общества принять что-либо. Любую инновацию. Любая инновация сталкивается сначала с определённым сопротивлением. Тренеры часто не знают вообще, кто такой психолог, и что он делает. Так что тут доминирует не-информированность, а не дискредитация. А что касается дискредитации, то в любой профессии есть люди добросовестные, и есть люди не очень добросовестные. Запрос на спортивных психологов еще продолжает формироваться. Для меня, когда я размышляю на эту тему, очевидно, что тренеры просто не знают о тех возможностях, которые дают психологи в их команде, об определенных наработках, которые существуют. О подходах, которые существуют. О том, какие задачи способны решать спортивные психологи. Конечно, для того чтобы сотрудничество возникло, очень важна, человеческая совместимость и тренера, и спортсмена. Одинаковые подходы, сходные ценности.

- Скажите, пожалуйста, как вы с Ниной Михайловной Мозер нашли друг друга? В чем совпали? Почему возникло сотрудничество?

- Это было достаточно давно. Я думаю, что уже, наверное, лет 15—16, а то и 17 тому назад. Мы участвовали с ней вместе в одном проекте, который был связан с воспитанием детей. Вот там мы познакомились. Я ей рассказала о своем подходе. И она заинтересовалась, и она стала приглашать меня участвовать в работе ее группы. Это были разовые приглашения. Мы какие-то решали задачи постепенно. И дальше уже сотрудничество стало более плотным, более тесным. Знаете, я бы сказала так, что для меня важно в Нине Михайловне –она спортсмена видит как человека, понимаете? Это не просто источник каких-то достижений, а человек. И именно ее человеческое отношение к спортсменам – то самое, в чём мы с ней очень совпадаем. Она всегда очень переживает за спортсменов. И не только за их спортивные дела, но и за всех их жизненные дела в том числе.

- Между спортсменом и тренером, как правило, возникает какая-то очень тонкая вибрация. Обычно ее страшно нарушить. Страшно к ней приблизиться. Что вы должны сделать, чтобы сохранить эту вибрацию, и сделать свою работу?

- Я согласна про вибрацию между тренером и спортсменом абсолютно. Я бы даже так сказала, что, если мы говорим о серьезном тренере, то этот тренер в определенном смысле, должен быть, как минимум, бытовым психологом. То есть, человеком, который понимает другого, и способен на него воздействовать. Но есть какая-то часть задач, которые тренер решать не может. Очень важно, чтобы тренеры не стеснялись, не боялись обращаться к психологу. И это не является показателем их какой-то педагогической неспособности. Никоим образом! Это говорит об уровне развития тренера. О том, что он понимает современные реалии. И, чем более зрелый тренер, чем он более опытный, тем более заинтересованы тренеры в сотрудничестве с нами. Есть ситуации, в которых обязательно должны тренеры обращаться.

Обратите внимание: Как привлечь деньги в дом при помощи плиты..

Например, пришел в группу новый человек. Психолог проводит диагностику и дает какие-то рекомендации, тренеру подсказывает, чего можно ждать, а за что можно быть спокойным. И понятно тогда, над чем работать. Или когда в паре партнеры меняются. Это сложная ситуация. У нас был один случай. Была пара, у которой были очень непростые отношения. Это были еще юниоры. И запрос был на то, чтобы как-то устаканить, улучшить их отношения. Тренеру сложно решать вопрос отношений в паре на тренировке. Потому что у него есть определенные задачи, которые пара должна решать. А улучшение отношений – вот это задача психолога. Ну, или прояснение отношений. Потому что их не всегда можно улучшить. Иногда причиной несформированных отношений является просто недостаток коммуникации в паре. Просто достаточно наладить коммуникацию между ними и показать им их общность. Я задала им вопрос - какая цель у вас двоих и у каждого из вас? И они вдруг стали друг друга расспрашивать. Тогда я спросила - а вы что, не вместе на пьедестале собираетесь стоять? И вдруг им открылось, что, если они будут на пьедестале, то только вместе. Очень важна совместная работа психолога и тренера. Потому что, если мы говорим о формировании каких-то качеств, то это можно делать только вместе. Есть еще момент, где психолог может помочь. Когда у девочек начинается оформление, существуют проблемы веса, и они выбирают разные удивительные способы решения этих проблем. Или кто-то их подталкивает к разным удивительным способам решения проблем с весом. И понятно, что здесь, если речь идет о каких-то проблемах с анорексией, с булимией, то, безусловно, должен работать психолог. И работать не только со спортсменом, но и с его окружением. У тренера просто нет никакой возможности и, честно говоря, навыков профессиональных для решения проблем такого класса.

- Когда вы себе говорите - дальше в эту пару «ученик – тренер» нельзя. Вы объясняете тренеру, что может быть разрушена команда, если дальше вы вмешаетесь. Есть такие точки, когда дальше - нельзя?

- Вы знаете, у меня не было таких ситуаций, что дальше - нельзя. Если ты решаешь те задачи, которые перед тобой ставят – всё как-то само гармонично дальше идет. Они решены – и всё. И дальше ты выходишь из ситуации. Ты выходишь из ситуации просто-напросто. Потому что задача решена. Появился устойчивый успех, допустим, у спортсмена. Мы развили какие-то качества характера. Отработали какой-то негативный травматический опыт, который существовал, который мешал. Сформировали навыки самоконтроля, саморегуляции состояния. Человек поверил в себя. И на этом дело заканчивается, собственно говоря.

- У каждого есть свой внутренний мир. Мир, в который не всегда пускают. Нужно ли вам влезть в этот мир, вмешаться в него, чтобы подкорректировать? Какие-то свои мысли, я не знаю, какие-то ассоциации, эмоции.

- Я в начале своей профессиональной деятельности не любила сравнений с врачами. Врачи вроде бы работают с нездоровыми людьми. А вот я работаю со здоровыми людьми. Но сейчас, на самом деле, вот уже через столько лет, я понимаю, что сравнения с врачами оправданны. Когда работаешь с человеком, мне кажется, очень много зависит, собственно говоря, от экологии самого профессионала. Потому что, так или иначе, вот, профессия психолога – это профессия … я бы вот так сказала. С одной стороны, это профессия власти, все-таки. А с другой стороны, если мы говорим особенно о спорте, это - профессия тени, твое умение быть в тени. Это тоже очень важно. Не вылезать никуда. Так вот, мне кажется, очень много зависит от экологии самого профессионала, насколько он понимает те задачи, которые перед ним стоят. Насколько он согласовывает их с человеком, с которым он работает. И то, какие методы он для этого использует. И, если речь идет о том, что передо мной человек, который к себе предъявляет повышенные требования и не решается в себя поверить, потому что, раньше там, где он тренировался, было не-экологично, допустим, там его гнобили, и от него требовали слишком много, и использовали этого человека. А бывают, у нас бывают такие ситуации, когда приходят спортсмены, и говорят о том, что отношение тренера в другом месте не всегда было хорошим для спортсмена. Так вот, если речь идет о том, что у человека уже сформированы представления о себе как о человеке, который не может с чем-то справиться, то тогда моя задача помочь ему изменить эти установки, изменить это поведение. Если это называется коррекция личности – да, это называется коррекцией. Но это еще и формирование другого отношения к себе, понимаете. Отношение к себе, как к человеку, обладающему ресурсами для решения задач, которые перед ним стоят. И вот, помочь ему открыть в себе эти ресурсы, поверить в себя – вот это моя задача. Мне это нравится. Да, тогда я корректирую личность, безусловно. Но это и коррекция, это и формирование.

- Когда спортсмен поделился чем-то личным, это - повод для работы, или это просто молчание друга?

- Я бы не стала говорить, что психолог - друг. То есть, мне кажется, для того, чтобы работать психологом, нужно хорошо относиться к людям, это важно, и сохранить в себе хорошее отношение к людям. Но психолог – это точно не друг. Когда мы начинаем работать с тренером, я разговариваю с тренером, и тренер знает, что я буду работать со спортсменами, мы согласовываем, что какие-то личные вопросы, которые поднимает спортсмен, они тренера не волнуют. Я не буду это раскрывать. И спортсменам я говорю, что вы можете быть спокойны, что эта часть, которая между мной и тренером согласована. Что есть то, что вы можете обсуждать со мной, это не будет достоянием тренера. Но там, где речь идет о том, что какие-то поступки спортсмена приведут - как бы это сказать? - к нарушению его профессиональной деятельности, тогда я ему говорю, что либо ты информируешь об этом тренеров, либо гудбай.

- Маргарита Васильевна, у вас профессия, которая связана с тем, что надо выслушать много проблем, надо принять их, проанализировать их. Насколько близко к сердцу вы их принимаете? Или чисто научный подход, подход аналитика?

- Я - не аналитик. Я думаю, что, так или иначе, в работе психолога-консультанта должно существовать, как минимум, принятие клиента, и какая-то эмпатия, вчувствование в клиента. Для того чтобы эта работа была успешной. И, если ты абсолютно холодный и незаинтересованный, отстраненный, то толку никакого не будет. Но, если ты тоже впадаешь в какую-то экзальтацию, и всё на себя натягиваешь, все проблемы своих клиентов надеваешь на себя, то ты просто не выживешь, ты сходишь с ума. Поэтому, наверное, здесь речь идет о какой-то гармоничной середине. О том, чтобы понимать, чувствовать, и транслировать свою поддержку, и свое понимание клиенту. И работать с включенной головой.

- Вы пришли домой. Работа закончена. Вы дома продолжаете переваривать работу, и работа может вмешаться в вашу домашнюю жизнь?

- Наверное, в семейную жизнь не может вмешаться. Но то, что все равно ты думаешь о тех людях, с которыми ты работаешь, – это существует такое. Это не то, что ты зациклился на работе. Но все равно ты ищешь нужное решение, нужное слово. Осмысливаешь ситуацию. Это продолжается внутри себя, такое немножко варится. Это варится внутри себя, конечно, это варится, да. Но на семейную жизнь это не влияет. И не мешает решению повседневных задач.

- Никогда в жизни не жалели, что поменяли профессию?

- Никогда. Никогда не жалела!

- Группа Нины Михайловны Мозер начала четырехлетие. Кто-то из этой группы должен дойти до Олимпийских игр. Спортсменов много, пар много. Дойдет одна- две. Какие задачи для себя вы ставите на начавшееся четырехлетие?

- Мне бы хотелось, чтобы наша работа по психологическому сопровождению была бы более планомерной. Ведь спортивная жизнь очень непростая. И ребята и учатся, и какие-то бытовые проблемы решают. И, естественно, тренируются и выступают. И бывает, что какие-то вещи откладываются на потом. Мне бы хотелось, чтобы эта работа продолжалась более или менее планомерно. Чтобы мы не перетекли плавно в режим пожарной команды. Когда всё разрушено, и тогда надо снова собирать. Потому что бывают ситуации, которых не видит ни сам спортсмен, и не видит тренер даже. Бывает, что интуитивно тренер где-то чувствует какие-то моменты. Он чувствует - что-то не так. Но насыщенный режим, большое количество спортсменов – и это ощущение уходит, забывается. А потом это выливается в то, что спортсмен проваливается где-то. Вот, мне бы хотелось, чтобы то, что мы делали, чтобы это не происходило от раза к разу. У нас есть некоторые инструменты, которые хорошо, быстро, оперативно работают. Но они работают в ряде случаев. А еще хотелось бы, чтобы была сильная среда. Когда будет много сильных пар – это сильная среда. И вот это значимо. Это подталкивает людей двигаться вперед. Мне кажется, это важно.

Фото Яндекс

С этим напутствием группа наших спортсменов поедет на чемпионат России в Санкт-Петербург. Они из сильной среды, которую среди прочих профессионалов команды MozerTeam создает психолог Маргарита Буданова

#mozerteam #фигурное катание #нина мозер #маргарита буданова #спортивная психология

Если вам интересно с нами, поставьте, пожалуйста, лайк или подпишитесь в раздел

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Маргарита буданова: дарящая руку помощи.