Марк Дакаскос: Универсальный боец, актер и ведущий

Актер Марк Дакаскос обладает уникальной внешностью, которая позволяет ему с одинаковой убедительностью играть представителей самых разных национальностей — от японцев и китайцев до бразильцев и североамериканских индейцев. Такая универсальность объясняется его необычным происхождением: в его жилах смешалась кровь шести народов.

Но еще более впечатляющим является его мастерство в боевых искусствах. Кажется, не существует такого стиля единоборств, которым бы он не овладел. В его арсенале — ушу, карате, кендо, муай-тай, тай-чи, капоэйра, чин-на и английский бокс. Именно эти навыки, подкрепленные железной волей и природным обаянием, помогли Дакаскосу покорить Голливуд.

Боевое детство на скользком татами

Можно сказать, что судьба бойца была предопределена для Марка с самого рождения. Он появился на свет на Гавайях в семье, где боевые искусства были образом жизни. Его отец, Эл Дакаскос, был известным мастером, создавшим на основе японских, китайских и филиппинских школ собственный стиль кунг-фу под названием «вун-хоп куен до». Мать, Морико МакВэй, также была выдающейся ученицей и спортсменкой. Именно родители стали первыми наставниками Марка.

От них он унаследовал не только феноменальные способности к единоборствам, но и уникальную генетику. В роду отца были филиппинцы, испанцы, китайцы и греки, а в роду матери — японцы и ирландцы. Этот «генетический коктейль» и подарил Марку его запоминающуюся внешность.

Детство мальчика нельзя назвать беззаботным. Когда Марку было шесть лет, его родители развелись. Отец, известный своей любвеобильностью (он был женат шесть раз), женился на Малии Бернал — одной из лучших мастеров кунг-фу в США. Семья переехала с Гавайев в Колорадо, где отец и мачеха открыли школу боевых искусств и взялись за воспитание Марка с удвоенной строгостью.

Его жизнь превратилась в череду изнурительных тренировок под руководством мачехи. Железная дисциплина и отсутствие поблажек закалили характер. Малия оказалась блестящим, хотя и суровым учителем. Уже в девять лет Марк занял первое место на международном чемпионате по боевым искусствам в Лонг-Бич среди юниоров.

Позже Дакаскос признавался, что именно жесткость мачехи помогла ему достичь высот. Один эпизод стал для него ключевым уроком. В шестнадцать лет на крупных соревнованиях он, самый младший участник, вышел против мощного, взрослого противника. После тяжелого удара, увидев собственную кровь, Марк в перерыве признался мачехе в страхе. В ответ она дала ему пощечину со словами: «Ты Дакаскос! Иди и сражайся!» Этот момент научил его побеждать свой страх, что стало главным правилом его жизни, которое он теперь передает своим детям.

Уйти в монахи

В 80-е годы, путешествуя по Европе с родителями и выступая за их школу, семнадцатилетний Марк захотел самостоятельности. На скопленные деньги он уехал на Тайвань, чтобы глубже погрузиться в азиатскую культуру и боевые искусства.

Азия очаровала его. Он усердно учил китайский язык и брал уроки у мастеров легендарного Шаолиня. Кунг-фу монахов произвело на него такое впечатление, что он всерьез задумался о монашестве. Однако планам не суждено было сбыться. Две вещи перевесили: любовь к красивой гавайской танцовщице и крайняя нужда. Живя в бедности, он часто стоял перед выбором: поесть или доехать на автобусе до школы. Через полгода истощенный и голодный, он с радостью принял предложение отца вернуться в США, чтобы помогать в школе. Как шутит сам Дакаскос, в поединке между духовностью и желудком победил желудок.

Путь в кино

В кинематограф Марк попал случайно. Во время прогулки по Сан-Франциско его заметил кастинг-агент. На пробах режиссер попросил его поцеловать партнершу «как любимую девушку». Марк отнесся к задаче с такой самоотдачей, что даже после команды «стоп» они с актрисой не могли остановиться. Его взяли в картину, но на стадии монтажа все сцены с ним вырезали. Несмотря на это, атмосфера съемок его зацепила.

Он решил стать актером. Сочетая тренировки с уроками актерского мастерства, он ходил на множество проб. Первым успехом стала роль в мыльной опере «Главный госпиталь». Затем последовали эпизоды в сериалах, а настоящий прорыв случился после телевизионной адаптации «Ворона», где он сыграл мстителя Эрика. Критики высоко оценили его работу. Роль далась нелегко: помимо заучивания огромных объемов текста, ему пришлось в сжатые сроки освоить игру на гитаре. Помогла привычка к ежедневным многочасовым тренировкам — тот же принцип он применил к музыке.

С телеэкранов Дакаскос перешел на большой. За десятилетие он снялся более чем в тридцати фильмах, среди которых «Американский самурай», «Двойной дракон», «Только сильнейшие» (где он освоил капоэйру), «Плачущий убийца» (на съемках которого познакомился с будущей женой), «Драйв» (в роли киборга) и «Остров доктора Моро» (где работал с Марлоном Брандо). Особенно зрителям запомнился его образ индейца Мани в «Братстве волка», который, по мнению многих, затмил даже игру таких звезд, как Моника Беллуччи и Венсан Кассель.

Железный повар и семейная жизнь

Сегодня, в свои сорок восемь, Дакаскос полон энергии. Он продолжает сниматься, иногда занимается постановкой трюков, а с 2005 года является бессменным ведущим популярного американского кулинарного шоу «Iron Chef America» («Железный шеф-повар Америки»).

Сам он, впрочем, шутит, что является скорее гурманом, чем поваром, так как его работа — пробовать блюда. Готовить он так и не научился, оставляя это своей жене, актрисе Джулии Кондре, в которую влюблен по сей день. Все свободное время он посвящает семье — жене и троим детям: сыновьям Макоа и Капоно и дочери Ноелани.

Воспитывая сыновей, Марк применяет традиционные методы. Вместо шлепков или угла он заставляет их стоять в «маабу» — стойке наездника, которая отлично развивает выносливость. Дети иногда просят лучше отшлепать их, но Марк непреклонен.

Он и сам не дает себе поблажек. Несмотря на плотный график, он тренируется по полтора часа каждый день. Если нет зала, он занимается в гостиничном номере или бегает. Для него не существует оправданий, чтобы пропустить тренировку. Такой же принцип он применяет и к актерскому мастерству, считая его своим «внутренним кунг-фу». Он продолжает брать уроки, работая над текстами Шекспира, вдохновляясь примером великих актеров, которые тоже никогда не перестают учиться.


ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ШУЛЬГИН

Патрон №34 (сентябрь 2012)