
При жизни журналисты часто воспринимали Марту Геллхорн лишь как жену Эрнеста Хемингуэя, что вызывало у нее закономерное раздражение. Она справедливо задавалась вопросом: «Почему я должна быть сноской в чьей-то жизни?» Действительно, ее собственная биография, полная смелых поступков и профессиональных свершений, напоминает захватывающий приключенческий роман. Брак со знаменитым писателем был лишь одним из эпизодов, но отнюдь не главной причиной ее выдающейся карьеры.
Марта появилась на свет в 1908 году в Сент-Луисе. Ее отец, Джордж Геллхорн, был врачом-гинекологом, а мать, Эдна Фишелл, — ярой суфражисткой и активисткой, боровшейся за права женщин. В 1916 году Эдна организовала масштабный митинг с требованием предоставить женщинам право голоса, и, не колеблясь, взяла с собой восьмилетнюю дочь. Маленькая Марта, одетая в белое как символ женщины будущего, с детства впитывала дух борьбы и справедливости. Позже она назовет мать своим главным ориентиром и примером для подражания.
Еще одним кумиром для Геллхорн стала первая леди США Элеонора Рузвельт, чью смелость и решительность она восхищенно называла героическими. Эти примеры сформировали характер Марты. В 1927 году, проявив независимость, она бросила престижный колледж Брин-Мор, чтобы начать работать в журнале The New Republic. А в 21 год, взяв с собой лишь два чемодана и пишущую машинку, она отправилась покорять Париж. Сама Геллхорн считала, что ее настоящая жизнь началась именно в феврале 1930 года. Что же ждало ее в Париже и как она пришла к решению стать военным корреспондентом?
Становление журналиста: от моды к социальным проблемам
В Париже Марта устроилась в журнал Vogue, где писала о моде и вращалась в высшем свете. На одном из светских раутов она познакомилась с писательницей Сидони-Габриэль Колетт, которая дала ей ценный совет: «Боюсь, ты слишком умна, ты судишь о том, что делаешь, пока работаешь, это катастрофа. Ты должна верить в то, что делаешь, а критиковать — когда закончишь».
Вернувшись в США в 1934 году, Марта по заданию администрации президента отправилась в путешествие по стране, чтобы зафиксировать последствия Великой депрессии. Она посещала «текстильные» города, ходила по трущобам и записывала истории людей, страдающих от нищеты и голода. Этот опыт лег в основу не только ее статей, но и книги «Катастрофа, которую я видела», где личные наблюдения переплелись с профессиональным анализом.


Испания и встреча с Хемингуэем
В 1936 году в баре Флориды Марта встретила Эрнеста Хемингуэя — неопрятного, но харизматичного мужчину. Вместе они отправились в Испанию освещать события Гражданской войны. Марта прибыла в Барселону с минимумом вещей и без гарантий публикаций, но ее первый репортаж все же увидел свет. В ее текстах сквозило глубокое уважение к мужеству простых испанцев, переживавших бомбардировки без паники. Именно тогда ее имя впервые появилось в списке учредителей газеты рядом с именами других журналистов — момент, который она считала официальным началом карьеры военного корреспондента.
Парадоксально, но на войне Геллхорн чувствовала себя в безопасности, веря в людей, борющихся за светлое будущее. Ее репортажи, наполненные правдой и эмпатией, вызывали восхищение коллег. Сам Хемингуэй отмечал: «Все, что происходит с людьми, о которых она говорит, — правда; кажется, что это происходит с тобой».


Сумка 12storeez
ПокупкаБрак и неизбежный разрыв
Вся сознательная жизнь Марты была посвящена работе военного корреспондента.
Обратите внимание: У КОГО ЕСТЬ РЫБА, ТОТ БУДЕТ СЫТ ВЕСЬ ДЕНЬ. У КОГО ЕСТЬ УДОЧКА -БУДЕТ СЫТ ВСЮ ЖИЗНЬ..
Она была свидетельницей ключевых конфликтов 1940-х: советско-финской войны и событий в Чехословакии во время Второй мировой. Позже на основе своих репортажей она напишет роман «Пораженное поле» о трагедии беженцев. В 1940 году Марта и Эрнест поженились. Хемингуэй посвятил ей роман «По ком звонит колокол», а образ главной героини списал с Марты.«Раньше у нас была религия и прочая ерунда. И сейчас каждому нужно иметь кого-то, с кем можно поговорить по душам, ведь смелость смелостью, но ты все равно чувствуешь свое одиночество» — писал Хемингуэй.


Сравнения их творческих стилей и биографий со стороны прессы раздражали Марту и разрушали брак изнутри. В дневниках она жаловалась на ревность и агрессию со стороны мужа. Хемингуэй поставил ультиматум: «Ты либо военный корреспондент, либо женщина в моей постели». Марта, для которой профессиональная свобода была неотъемлемой частью личности, выбрала карьеру и после пяти лет брака ушла.
Независимая карьера: вопреки всему
В 1944 году, когда Хемингуэй получил аккредитацию на освещение высадки в Нормандии от журнала Collier's, Марта не сдалась. Ради репортажа она тайно пробралась на борт госпитального судна, направлявшегося во Францию, и лично наблюдала за историческими событиями.
Одним из самых тяжелых и значимых моментов в ее карьере стало освещение освобождения концлагеря Дахау. Позже Геллхорн скажет, что попасть туда было ее главной целью: «Я добралась туда в день окончания войны. Это был полный и абсолютный ужас. Все, что я сделала, это рассказала все как есть». Ее честный и пронзительный репортаж о Дахау стал эталоном военной журналистики.
После войны, разочаровавшись в политике США, Марта покинула страну, жила на Кубе, в Италии, Кении, а последние годы — в Англии. Даже в преклонном возрасте она продолжала ездить в горячие точки: Вьетнам, зону арабо-израильского конфликта, Панаму. Лишь в 1992 году, когда началась война в Боснии, 84-летняя журналистка признала: «Слишком стара. На войне надо быть ловким».

В конце жизни у Марты диагностировали рак, который лишил ее возможности писать и путешествовать. 15 февраля 1998 года, в возрасте 89 лет, она добровольно ушла из жизни. Марта Геллхорн вошла в историю как журналист, сознательно нарушивший догму об абсолютной объективности. Она открыто выступала против варварства, писала с позиции живого свидетеля и никогда не скрывала своих чувств. Ее наследие — это смелость, эмпатия и непоколебимая независимость.
Фото: Гетти Изображения
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Марта Геллхорн посвятила всю сознательную жизнь журналистике..