Ранее мы анализировали стихотворение «Кот и лодыри». Сегодня предлагаю продолжить изучение творчества Самуила Маршака и разобрать ещё одно его произведение для детей — «Мастер-ломастер». Часто его трактуют поверхностно: как добрый юмор, поучительную историю о том, что не стоит браться за дело, если не умеешь. Однако при более глубоком рассмотрении открываются важные психологические аспекты детского поведения и взаимодействия со взрослым миром.
Стихотворение было написано в 1927 году, но вопросы, которые оно поднимает, остаются актуальными и сегодня.
Прозвище как приговор
Уже в заголовке нас встречает прозвище главного героя — «Мастер-ломастер». Настоящего имени мальчика мы так и не узнаем. Это насмешливое прозвище, данное взрослыми или сверстниками, несёт явно негативный оттенок. Как я уже отмечала в разборе про «лодырей», подобные ярлыки опасны: ребёнок начинает воспринимать себя именно через эту призму, независимо от своих реальных способностей, талантов и интересов. Прозвище формирует самооценку и может стать самоисполняющимся пророчеством.
Монолог ребёнка: за словами и между строк
Давайте внимательно прочитаем первые строки, в которых герой представляется:
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части!
Первая же фраза — «Я учиться не хочу» — это, скорее всего, реакция на давление. Возможно, взрослые так часто и настойчиво требовали от мальчика учёбы, что это стало его защитной, предупреждающей позицией. Или же за этим стоит некая невысказанная проблема, связанная со школой: от конфликтов с учителем или сверстниками до простого дискомфорта, который ребёнок не может чётко сформулировать, но связывает его с процессом обучения.
Фразы «сам любого научу» и «известный мастер» звучат как взрослая, ироничная лексика. Велика вероятность, что мальчик просто повторяет слова, которые слышал о себе от старших, приняв их за чистую монету. Детям часто недоступен тонкий взрослый юмор, и они могут воспринимать шутливые или саркастичные оценки буквально, стараясь им соответствовать.
Жажда признания и внимания
Продолжая, герой заявляет:
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет,
Это не безделка.
И снова мы слышим отголоски взрослых реплик. Но ключевой момент здесь — цель. Ребёнок планирует сделать не что-то для себя, а большой, добротный буфет для взрослых («вам»). Это может быть попыткой обратить на себя серьёзное, настоящее внимание, а не снисходительные насмешки. Он хочет, чтобы в нём увидели человека, способного на полезное и значимое дело. Его планы подробны и продуманы: он знает, что будет храниться в буфете, перечисляет инструменты в своей «мастерской». Это говорит о любознательности, наблюдательности и искреннем интересе к миру взрослых.
Столкновение с реальностью и «эмоциональная заморозка»
Однако задуманное сталкивается с реальными трудностями. Пила застревает, табурет не получается, а удар топора оборачивается травмой («топорище — пополам, а на лбу остался шрам»).
Здесь автор делает очень важное, но грустное наблюдение: в моменты неудач герой почти не проявляет эмоций. Нет ни слёз от боли и обиды, ни злости на непослушный инструмент. Возникает ощущение «эмоциональной заморозки». Это тревожный сигнал. Такое возможно, если ребёнок усвоил, что проявлять чувства — нельзя, небезопасно или бесполезно. Вместо того чтобы позвать на помощь (естественное поведение для ребёнка, доверяющего взрослым), он молча пытается исправить ситуацию сам, переключаясь на новые задачи: раму для портрета, а затем и на щепки для самовара.
Его упорство достойно уважения, но причина этого упорства печальна: он, судя по всему, твёрдо усвоил, что просить помощи нельзя.
Горькая развязка и повторение модели поведения
В конце концов, мальчик находит дело, с которым справляется — наколол лучинок для самовара. Он радуется своему успеху. Но реакция окружающих детей обесценивает все его усилия:
А ребята говорят:
— Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер!
Дети, к сожалению, повторяют модель поведения взрослых: вместо благодарности — приказ, вместо поддержки — насмешка и ярлык. Весь сложный путь героя, его находчивость и упорство сводятся к обидному прозвищу, которое лишь укрепляет его изначальную роль.
Обратите внимание: Детская ревность — довольно частое явление.
Стихотворение «Мастер-ломастер» с современной точки зрения — это не просто весёлая история о неумехе. Это тонкое и глубокое описание ребёнка, который отчаянно ищет признания и самоценности в мире взрослых, но сталкивается с непониманием, насмешками и эмоциональным неприятием. История заставляет задуматься о том, как наши слова и оценки формируют личность ребёнка и какие невидимые барьеры мы иногда возводим на пути его естественного развития и потребности в поддержке.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: “Мастер-ломастер” Советская детская поэзия с позиции современности.