По происхождению народный танец, мазурка в XVIII веке, во время правления короля Августа III, стала танцем городским и придворным. Хотя мазурка появляется уже в музыкальной литературе XVIII века, только Фридерику Шопену было суждено сделать ее важным жанром профессионального искусства.
Примерно в это же время, еще при Екатерине II, мазурка переходит границы Польши и впервые появляется в России, но почти не имеет успеха. Только в начале XIX века этот танец приобретает в русских городах большую популярность. К тому времени мазурка получает широкое распространение в других европейских странах, особенно в Чехии, Венгрии и Франции.
Интересная характеристика мазурки приводится в «Грамматике танцевального искусства и хореографии» А. Цорна: «Мазурка одно время распространилась в парижских аристократических кругах, по никогда не пользовалась таким успехом, как например полька и ей подобные круговые танцы.
Причина этого явления следующая: изучение этого танца требует гораздо больше времени, терпения и искусства, нежели изучение других танцев, вследствие этого многие совершенно не изучают мазурку, и потому, когда мазурку собираются танцевать там, где она еще не успела войти в моду, в среде танцующих обыкновенно образуется противящаяся партия, которой часто удается не допускать исполнения мазурки. Отчасти в этом виноваты мазуристы. Если бы они довольствовались получасом для мазурки, то противники мазурки в большинстве случаев уступили бы. Но когда мазуристы танцуют битый час и даже больше, то зрители начинают скучать и, наконец, любители танцев — „не мазуристы" — теряют терпение...»
Распространению мазурки в России в значительной степени содействовало появление в начале 50-х годов XIX века на петербургской и московской сценах балета Стефании «Крестьянская свадь6а» в исполнении варшавских артистов. Балет, прославлявший мазурку, имел оглушительный успех, и танец становится популярным во всех уголках страны. Любопытно, что впоследствии один из парижских танцмейстеров писал: «По-настоящему хорошо танцуют мазурку только в Польше и России».
Мазурка постепенно становится апогеем бала, знаменуя его кульминацию.
«Сколько в этом танце заключено гордости, нежности, вызова!» — так подытожил прелести мазурки Ференц Лист.