Существует распространённое мнение, что стандарты женской красоты универсальны и неизменны во времени. Считается, что ещё в эпоху пещерного человека ценились определённые черты: широкие бёдра (символ плодовитости и лёгких родов) и длинная шея (ассоциировалась с лучшей заботой о потомстве). Даже полные губы и густые брови некоторые исследователи называют древними, чуть ли не примативными, знаками привлекательности. Получается, что знаменитая «Мона Лиза» с её едва заметными бровями по таким меркам могла бы и не считаться красавицей.
Эх, трудно быть некрасивой...
Фигура «песочные часы»: вечный идеал или навязанный тренд?
Образ фигуры «песочные часы» глубоко укоренился в массовом сознании, особенно с начала 2000-х. Кажется, что эта форма — сама суть женственности. Можно представить, как пещерный человек, увидев вдали такой силуэт, одобрительно восклицал: «Красивая женщина идёт!». Однако так ли этот идеал естественен и вечен?
Волнительное зрелище
Искусство как зеркало моды, а не природы
Одна знакомая культуролог, блестяще окончившая МГУ, на полном серьёзе объясняла, что пышнотелые красавицы на полотнах Рубенса — это художественное преувеличение, гипербола. В его эпоху тоже существовал тренд на стройность, а изображения полных людей часто носили ироничный или аллегорический характер.
Веселитесь-веселитесь, с понедельника на диету
А женщины на картинах итальянских мастеров Ренессанса часто кажутся беременными, даже в сценах свадеб. Это порождало теории о «добрачных залётах». Однако реальность куда прозаичнее.
Что ж в том веке все поголовно беременные-то
Истинный «природный» идеал?
Если искать по-настоящему древний, биологически обусловленный идеал, то, возможно, он выглядел так, как знаменитая «Венера палеолита».
Венера Палеозоя
Это воплощение плодородия и выживания, где все черты гипертрофированы в соответствии с единственной задачей — продолжением рода. Пещерному человеку незачем было лукавить, его выбор диктовался инстинктами.
Всё, что было после, — уже продукт человеческой культуры: меняющаяся мода, социальные нормы, технологии пошива одежды и, конечно, коммерция. Кстати, дамы на портретах эпохи Возрождения чаще всего не были беременны. Просто крой платьев того времени подчёркивал или создавал иллюзию округлого живота. Если своих форм не хватало, в ход шли специальные подушечки — силиконовый протез эпохи.