Готовы ли вы к новым трендам? Если вы предпочитаете не привлекать излишнего внимания, но и не хотите выглядеть скучно, обратите внимание на воздушные платья и блузки из фатина, украшенные цветочными принтами. Идеальным аксессуаром станет льняная сумка, ведь экологичные ткани сейчас на пике популярности. Но если ваша цель — выделиться из толпы, то финалисты XXX фестиваля-конкурса «Мельница моды-2021» предлагают куда более смелые варианты: костюмы с принтом в виде человеческого мозга, платья из батона и сумки в форме руки. Это не просто одежда, а высказывание, искусство и взгляд на будущее моды.
В Минске собрались 68 дизайнеров, представивших 54 коллекции. Корреспонденты МЛЫН.BY погрузились в атмосферу высокой моды, где царили творческий хаос, лак для волос и бесконечная беготня модельеров, подшивающих последние стразы перед выходом моделей на подиум.
Экология и любовь к родной природе
Юбилейный фестиваль прошел под знаком осознанного потребления и любви к природе. Многие коллекции стали настоящей одой белорусским пейзажам: на тканях цвели ромашки и васильки, шелестели березовые рощи и парили аисты. Дизайнеры массово отказывались от синтетики в пользу льна и хлопка, а некоторые и вовсе давали вторую жизнь старым вещам, превращая бабушкины сарафаны в актуальные модели.
Александр Кашпей из минского центра «Виктория» представил коллекцию «Ландшафт». Идея родилась во время локдауна, когда закрытые границы заставили белорусов открывать красоту родной страны. «Я начал путешествовать и вдохновился нашими полями, лесами и реками», — говорит дизайнер. В его работах преобладают зеленые (леса и поля), серые (дороги) и оранжевые (спецодежда дорожных рабочих) цвета. Это практичная одежда для активных подростков, а не просто подиумные экспонаты.
Коллекция «Аркан на Сирокко» Дианы Ерш и Маргариты Чудниковой с первого взгляда кажется легкой и беззаботной. Однако авторы раскрывают более глубокий смысл: их работы — метафора борьбы с опустыниванием земель. Сирокко — жаркий разрушительный ветер, а аркан — символ попытки человека обуздать стихию. Девушки использовали только белорусский лен и хлопок, за что и получили первое место в номинации «Лучшая женская коллекция».
Дебютантка Анна Лыкова покорила зрителей романтической коллекцией «Югэн» (в переводе с японского — «таинственная красота»). Воздушные платья пастельных тонов из фатина и хлопка, украшенные цветочными и птичьими принтами, — это ода очарованию белорусской природы. Коллекция доказала, что подиумная мода может быть изящной и при этом пригодной для повседневной жизни.
Мифология и мистика на подиуме
Многие дизайнеры черпали вдохновение в мифах и легендах. Коллекция Светланы Князевой «Кароль вужоў» (Король ужей), основанная на белорусском поверье о змее с золотыми рогами, приносящем удачу, сочетает строгие черные формы с золотыми принтами. Важным аспектом стал апсайклинг — все вещи пошиты из старой одежды родных и друзей дизайнера. Эта работа заняла второе место в мужской номинации.
Никита Ведерников посвятил свою коллекцию «40.22. Саракі» празднику весеннего равноденствия. Суровые силуэты, черный и золотой цвета, металлические аксессуары в виде солнца и луны создавали завораживающее и немного пугающее впечатление, идеально передавая мистическую атмосферу древнего праздника.
Смелые эксперименты и посвящения
Финалисты доказали, что вдохновение можно найти в чем угодно. Сергей Курохтин представил коллекцию «Вещь», на создание которой его подтолкнул персонаж «Семейки Адамс» — бегающая рука по имени Вещь. Это продолжение его прошлогоднего «Франкенштейна»: жутковатые, но модные принты, собранные в единое целое из разных элементов. По словам автора, некоторые вещи, например, пальто, уже хотели купить.
Павел Ковалевский создал провокационную коллекцию «New Life» с принтами, которые издалека кажутся цветами, а вблизи оказываются изображениями человеческих органов — мозга, сердца, легких. Это эмоциональный отклик на пандемию коронавируса, выраженный в агрессивных красных тонах. Коллекция была сделана всего за два месяца в одиночку.
Игорь Плетнев удивил всех съедобной модой. Его модели дефилировали в платьях с надписями «соль» и «сахар», а одна из них была одета в жилетку, собранную из четырех упаковок свежего хлеба. Вдохновением послужили обычные банки из-под круп. К сожалению, из-за организационных моментов не удалось реализовать задуманный агрессивный грим, что, по словам автора, немного смазало эффект.
Антон Мажарин представил коллекцию «TAKADA» — дань уважения ушедшему из жизни легендарному японскому дизайнеру Кензо Такадо. Антон не копировал стиль мастера, а вдохновлялся его источниками: растительными принтами, трикотажем, вязкой и объемными сумками. Эта работа была высоко оценена жюри и заняла второе место в мужской номинации.
Мода для нового поколения
Значительная часть коллекций была предназначена детям и подросткам. Самая юная участница, 15-летняя Полина Гурская, вместе с педагогом Марией Бразовской создала детскую коллекцию «На100ящий УНОВИС», посвященную 100-летию авангардного объединения Малевича. Семь моделей олицетворяли разные профессии, которые можно было угадать по геометрическим принтам на практичных дождевиках и куртках из пленки и полиэстера. Девушки получили специальный приз от спонсора.
Победу в детской номинации одержала коллекция «Этнічныя матроны» Татьяны Иосько, а лучшей для подростков была признана работа «Тайфун» Татьяны Ковалевой и Любови Латышевой.
Юбилейная «Мельница моды» прошла в гибридном формате phygital, совместив офлайн-показы с цифровыми трансляциями для партнеров из Милана, Шанхая, Стокгольма и других модных столиц. Это позволило белорусским дизайнерам заявить о себе на международной арене и получить приглашения для участия в зарубежных проектах.
Фестиваль в очередной раз доказал, что белорусская мода — это не только ремесло, но и смелое искусство, где есть место экологии, мифологии, социальным высказываниям и самым неожиданным материалам, вплоть до хлеба.
Автор статьи: Галина Наркевич
Автор фото: Светлана Курейчик
Еще по теме здесь: Красота и здоровье.
Источник: Платье «с мозгами», сумка-рука и жилетка из хлеба. Во что хотят нас одеть финалисты «Мельницы моды».