Средневековье стало временем глубокого регресса в понимании психических заболеваний. Как тяжелые тучи, надвинулись суровые века, которые привели к забвению научных достижений античности, блестяще отраженных в трудах таких врачей, как Аретей и Целий Аврелиан. Вместе с упадком медицины и других наук вновь возродились архаичные, идеалистические представления о раздельности души и тела.
Возвращение суеверий и метафизики
Старые суеверия и предрассудки, черпавшие силу из мистики и религиозных догм, вновь стали определять отношение к душевнобольным. В общественном сознании укоренились идеи об одержимости злыми духами, колдовстве или божьей каре как причинах психических расстройств. Это создало питательную среду для массовых гонений.
Кровавый костер инквизиции
В 1431 году во Франции вспыхнул первый чудовищный костер, на котором была сожжена женщина, обвиненная в связи с дьяволом. Это положило начало страшной эпохе. Костры инквизиции множились, поглощая жизни тысяч людей, обвиненных в колдовстве и ереси. Это явление превратилось во всенародное бедствие, на столетия затормозившее развитие научной мысли. Любые проблески рационального знания беспощадно подавлялись в угоду незыблемым догматам католической церкви.
Смрадное зарево костров осветило почти всю Европу, не затронув лишь некоторые восточные регионы, находившиеся вне влияния Ватикана. В этом огне нашли смерть выдающиеся умы, бросавшие вызов схоластике. В 1600 году в Риме был сожжен Джордано Бруно, смело говоривший о бесконечности Вселенной. Пламя поглотило и Михаила Сервета, продолжавшего свои исследования системы кровообращения. Среди жертв было и множество людей, страдавших психическими заболеваниями, которых объявляли одержимыми.
Официальная санкция гонений
В 1484 году папа Иннокентий VIII издал печально известную буллу, призывавшую к беспощадной борьбе с ведьмами и одержимыми. Этот документ узаконил и усилил истребление невинных. К гонениям подключились и деятели Реформации. Например, Мартин Лютер также утверждал, что душевнобольные — это одержимые нечистой силой, что давало новый повод для их преследования.
Подсчеты жертв, даже приблизительные, ужасают: речь идет о миллионах погибших. Только во Франции, по некоторым данным, при короле Карле IX было сожжено свыше 300 000 человек.
Зарождение приютов: проблеск в темноте
Когда дым пожарищ средневековья начал рассеиваться, обнаружилось неожиданное, но закономерное явление. В хаосе той эпохи зародилось то, что не успела завершить античная медицина, — первые специализированные убежища для душевнобольных при монастырях. Руководство этими заведениями поручалось людям, сведущим в медицине, причем знания некоторых из них были для того времени весьма глубокими.
Именно в стенах этих приютов после многовекового перерыва вновь обратились к изучению полузабытых трудов великих врачей древности. Эти рукописи были бережно сохранены, в частности, в знаменитой Салернской медицинской школе близ Неаполя. Так, среди мрака и насилия, едва теплился огонек будущего научного подхода к психическим болезням.