Город и крупный порт на западе Франции, в устье Луары, в 56 км от Атлантического океана. Его жители слывут людьми, всегда имеющими собственное мнение по любому поводу. Эта оценка переносится и на сам город. В X в. он стал резиденцией герцогов Бретани и одной из ее столиц. Оставался в составе Бретани до 1941 г В этом городе в 1598 г был принят исторический документ — Нантский эдикт, устанавливавший равенство в правах между католиками и гугенотами. В 1685 г эдикт был аннулирован, но сам опыт его принятия повлиял на дальнейшую историю страны.
ГОРОД С СОБСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
«Можно убрать Нант из Бретани, но нельзя убрать Бретань из Нанта» — есть во Франции такая поговорка. Совершенно справедливая.
Первое поселение на месте будущего города построили около 70 г до н. э. галльские кельты из племени намнетов. Хорошее место для жизни они выбрали: вокруг покрытые вереском небольшие холмы, перемежаемые небольшими рощами, острова, недалеко (в 56 км) — Атлантический океан, широкое устье Луары естественная гавань, которую, как королеву, сопровождает свита из мелких речек и островов. Когда в 56 г до н. э. сюда пришли римляне, они назвали это поселение Портус Намнетус. позднее трансформировавшееся в Нант, а всю область у Атлантического океана на северо-западе современной Франции — Арморика (от «ар мори» — «у моря»). В 285 г Нант оккупировали саксы. около 500 г — франки, в VI и VII вв. сначала бритты, затем норманны и франки. В 843 г за право владеть городом Нантом сражался первый герцог Бретани Номиноэ (800-851 гг.) и овладел им. В 909 г Нант и другие города Бретани вновь захватили норманны. Их изгнал Ален II Кривая Борода (910-952 гг.) и в 939 г сделал Нант столицей Бретани. Не единственной: города Ренн и Ванн также исполняли функции столицы. Расцвета Нант достиг при герцогах де Монфор (1364-1469 гг.). Из всех венценосных личностей самая популярная в Нанте — его уроженка Анна Бретонская (1477-1514 гг.), «добрая герцогиня». В 1491 г она вышла замуж за короля Франции Карла VIII, и супруг отобрал у нее для себя герцогский титул Бретани. После его смерти Анна стала супругой другого короля Франции, Людовика XII, но всегда, как могла, старалась не допустить аннексии Бретани Францией. Похоронена она в королевской усыпальнице в Сен-Дени. Сердце Анны, по ее завещанию, было доставлено в Нант в золотом реликварии. С 1896 г он хранится в Музее Добре. В 1532 г Бретань была присоединена к Франции. Бретонский парламент, учрежденный в 1554 г., семь лет заседал то в Нанте, то в Ренне, а с 1561 г — только в Ренне. Самым ярким событием в истории города был Нантский эдикт 1598 г., подписанный королем Генрихом IV, установивший равенство в правах между католиками и гугенотами. Однако при Людовике XIV некоторых протестантов вынудили перейти в католичество, и король в 1685 г отменил действие эдикта. Но Нант, к его чести, остался верен принципам веротерпимости. В начале XVIII в. порт Нанта становится самым крупным во Франции перевалочным пунктом «эбенового» («черного») треугольника». Так называлась схема международной торговли, по которой дешевые украшения доставлялись в Африку, оттуда — рабы в Америку, а в Европу из-за океана — сахарный тростник. В Нанте появляются сахарные мануфактуры, за ними железоплавильные и кузнечные мастерские. Но к концу XVIII в. Франция начала терять свои колонии, а с ними и торговлю сахарным тростником. В 1790 г., во время Великой Французской революции, Бретань была разделена на пять департаментов, Нант оказался в департаменте Нижняя Луара. В 1794 г рабство было отменено. Доходы Нанта значительно упали, но, когда Наполеон вновь разрешил работорговлю, вернулись на прежний уровень. Нант грузил рабов на суда до 1827 г., когда рабство как таковое было объявлено позорным явлением.
Стало ясно, что город может развиваться, только опираясь на расширение порта и строительство новых мануфактур и фабрик, благо имелись уже и материальная база, и опыт В 1930-е гг Нант переживает промышленный бум. Во время Второй мировой войны, в 1941 г., правительство Виши вывело Нижнюю Луару из состава Бретани. В Сен-Назаре немцы держали свои подводные лодки, оккупационный режим в Нанте был куда более жестким. чем в других городах Франции, и тем не менее здесь активно действовала группа борцов Сопротивления. В 1943 г город подвергся значительным разрушениям в ходе бомбардировки британской авиацией. В 1944 г., британцами же, был освобожден.
Девять из одиннадцати районов Нанта, называемых в этом городе «кварталами», относятся к правому берегу Луары, один находится на левом берегу и один — на острове Иль де Нант. Город известен не только своими достопримечательностями разных эпох, но и садами и парками, каждый из которых оформлен по-своему. В общей сложности зеленая зона Нанта занимает 11 км2, или шестую часть площади города.
АРХИПЕЛАГ НАНТ
Современный Нант — город, с первого взгляда похожий на многие другие европейские города, но если всмотреться в него внимательно, он открывает свое особенное лицо.
С XVII в. к нему применяют расхожее клише «Западная Венеция», это потому, что город строился на островах в междуречье Луары, Эрдра и Севра. В 1930-х гг власти засыпали многие каналы в центре города, превратив их в автомагистрали. Эрдр (местами) был направлен в подземное бетонное русло. Но полностью своего «венецианского» шарма Нант, к счастью, не утратил: каналов, от природы протоков дельты Луары, в городе осталось немало. Их украшают мосты с ажурными коваными решетками. В воде отражаются ряды плотно смыкающихся домов. Входы во многие жилые дома, особенно в районе острова Фейдо, застройки XVIII в. украшены разного рода лепниной, «маскаронами» символически-обобщенными изображениями ликов мифических персонажей, среди которых часто встречаются лица с явно африканскими чертами след прошлого города, связанного с работорговлей. На острове Фейдо жили в основном нувориши своего времени, судовладельцы и купцы.
Многие острова Нанта, прежде застроенные небольшими фабриками, стали ландшафтными парками с обширными цветниками или общественно-культурными центрами. В последнее десятилетие Нант был осыпан наградами как самый зеленый город Франции и один из самых удобных для жизни городов Европы. Для общей судьбы островов характерно преображение острова Иль де Нант, на котором до 1974 г размещались портовые доки и верфи. Теперь в этих ангарах располагаются «Машины Нанта», художественно-конструкторский проект, который мог родиться, наверное, только в этом городе, на родине Жюля Верна (1828-1905 гг.). Авторы проекта — скульпторы и по совместительству актеры уличного театра марионеток «Ройяль де Люкс» Франсуа Деларозьер и Пьер Орефиа. Компаньоны взяли на вооружение стиль, в котором 100 лет назад воплощались в жизнь технические идеи, описанные в научно-фантастических романах писателя, добавили к нему что-то от театра, что-то от цирка и много доброго бретонского юмора. Первой из «машин» стал 12-метровый шагающий слон из дерева и металла, который может прокатить 49 человек одновременно, при этом они имеют возможность наблюдать, как устроены все механизмы изнутри. Слон появился в 2007 г., за ним — карусель «Морские миры» с гигантскими морскими чудищами, внутри которых тоже можно побывать и осмотреть каждое колесико и винтик. Сейчас там создается 28-метровое «Дерево с цаплями», закончить которое планируется к 2014 г Открытость — основная концепция этого проекта. В мастерских можно наблюдать за работой механиков, плотников, скульпторов. Очень трудно увести отсюда детей, и кто знает, не ходит ли среди них будущий новый Жюль Берн? Рядом с «Машинами» — в других ангарах выставочные залы и лофты. И даже оставшиеся здесь от порта краны превращены в арт-объекты.
Одна из самых замечательных вещей в Нанте — то. как организована здесь система дорожного движения, позволяющая жить без пробок, что для жителей многих городов несбыточная мечта. В конце XX в. началась реорганизация этой системы с целью сократить до минимума автомобильный трафик в историческом центре и изменить экологическую ситуацию во всем городе. Появились дублеры главных магистралей на периферии, и основное движение переместилось туда. Радиальные улицы дополнили новые полосы движения, ключевые перекрестки были приспособлены для кругового разворота. Линия железной дороги, пересекавшая город, переместилась под землю. Приоритет в движении на улицах получили наземные виды общественного транспорта. Крупнейшая во Франции трамвайная сеть Нанта оборудована бесшумными скоростными комфортабельными трамваями, это самый популярный вид транспорта в городе. Не считая велосипеда, разумеется.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Сад Пяти чувств в Нанте ориентирован на слепых и слабовидящих людей. Главные его объекты — музыкальный фонтан, солнечные часы, копилка запахов, крытая галерея вьющихся растений. Края дорожек ограничены объектами-ориентирами. Все строения в парке дают тактильные ощущения — имеют разную текстуру. А солнечные часы устроены таким образом, что разному времени соответствует разная температура на их поверхности. Пояснительные таблички выполнены шрифтом Брайля.
■ Бретонского барона Жиля де Рэ по прозвищу Синяя Борода людская молва считала страшным злодеем — насильником, чернокнижником, алхимиком. Но в исторических хрониках он остался как правая рука Жанны д'Арк и маршал Франции. 26 октября 1440 г. он принес покаяние в соборе Петра и Павла в Нанте, после чего был казнен. Французские историки XX в., сопоставив факты и тщательно изучив все свидетельства, нашли, что обвинения против него были сфальсифицированы. В 1992 г. во французском Сенате был собран специальный трибунал из парламентариев-патриархов и экспертов, для нового рассмотрения дела де Рэ. Он был оправдан.
■ Французские крепы — большие блины с начинкой — были придуманы в Нанте.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Исторические средневековые кварталы (Старый город).
■ Остров Фейдо (дома судовладельцев XVIIII в.).
■ Квартал Грален (дома в стиле французского классицизма конца XVIII - начала XIX вв.).
■ Ансамбль площади Руайяль.
■ Культовые сооружения:
Кафедральный собор Св. Петра и Павла (готика, XV-XIX вв.), церковь Сент-Круа (барокко, XVII в.), Нотр-Дам де Бон-Порт (франц. классицизм, 1858 г.), Сент-Николас (неоготика, XIX в.), Сент-Терез (неоренессанс, византийский стиль, XX в.).
■ Здания и сооружения: замок герцогов Бретани (XIII-XV вв., Музей истории Нанта); во дворе — сооружения XV, XVI и XVIII вв.; Дворец Добре (неороманский стиль, XIX в. — Археологический музей и большая коллекция предметов бытовой культуры Бретани); башня исторической кондитерской фабрики «Лефевр-Утиль» (ар нуво, 1909 г., реконструкция 1998 г.); Пассаж Помрей (1843 г.); башня Бретань (1976 г.); Дворец юстиции (2000 г.).
■ Другие музеи: Изящных искусств (изобразительное искусство XVI-XX вв.). Естественной истории; Морской, с эсминцем «Мелле-Брезе»; Жюля Верна; Печати; Швейной машинки; Почты; Пожарного дела; Планетарий.
■ Парки и сады: Ботанический сад, Японский сад на о. Версаль, парк де Просе, парк де Жадиньер. выставочный парк де ла Божуар, парк де ла Шантрери, сады на острове Иль де Нант. Сад Пяти чувств, парк дю Гран-Блоттеро, парк Пети Амазони, парк Пюи дю Фу исторической тематики за городом.
Атлас. Целый мир в твоих руках № 133