Народный танец — основа хореографии. Классический танец, основной язык хореографии, возник не сам по себе. Нет в нем такого движения, которое не было бы рождено тем или иным народным танцем.
Народный танец столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Вот как пишет об этом Гоголь: «Народные танцы являются в разных уголках мира; испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный: у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда
родилось такое разнообразие танцев? Оно роднюсь из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная ноля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Хоровод — самый примитивный танец — исконный народный танец любой страны и любого народа. Каждый народ, естественно, раскрашивал его в собственные краски, несколько разнились образы и темы, но всегда основным являлось движение по кругу.
С хоровода танец начинался. А дальше уже вступало в свои права творчество, направляемое темпераментом, национальным характером, менталитетом, природной одаренностью и так называемым «колоритом духа». Русские народные танцы вы никак не спутаете с латиноамериканскими, танцевальная горячность южан не пересекается с танцами северных народов.
В Италии первое место среди танцев занимала живая народная пляска тарантелла. В былые времена существовало поверье, что человек, укушенный ядовитым тарантулом, может излечиться, только танцуя тарантеллу до полного изнеможения. Итальянские гондольеры и рыбаки очень любили этот танец, тогда как поселяне, огородники и сборщики винограда предпочитали ему салтареллу.
Элегантные обитательницы Милана и вообще верхней Италии танцевали грациозный и простой танец монферини.
Однако, вот интересная деталь, подтверждающая, что в каждом правиле есть свое исключение казалось бы безэмоциональные «холодные» англичане в массе своей почему-то предпочитают танцевать жигу! Загадка темперамента! Возможно, что этот бурный танец является для них некоторой компенсацией постоянного внутреннего напряжения, вызванного контролем над своими чувствами. Но не исключено, что они просто пошли на поводу у шотландцев...
Как бы то ни было, определенная аналогия между национальным характером и национальными танцами существует, «в танце душа народа», — как говорил Л. Н. Толстой.