Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску...
Я, Штелин. Музыка и балет России XVIII века
Обрядовые, ритуальные пляски были тем естественным первоисточником, откуда затем и появились разнообразные по содержанию и характеру исполнения движения с их торжественными и плавными шагами, горделивой походкой, притопами, дробушками, верчением, присядками и т. д. Уже давно в русском танцевальном искусстве образовались устойчивые формы плясок, которые существуют и до настоящего времени: хороводы, переплясы, импровизированные танцы (пляски), кадрили, польки и вальсы.
Родоначальником этого многообразия русских плясок является хоровод, из него вышел сольный импровизированный танец, там были элементы перепляса, которые затем породили одну из самых популярных форм русского народного танца.
Другой формой русских танцев является импровизированная пляска. Она не имеет определенных фигур, но носит ярко выраженную образную окраску. Название элементов русского танца — «веревочка», «ковырял очка», «моталочка», «маятник», «дробь хромого», «выверты», «подковырки» и т. д. — говорят о богатейших возможностях исполнительской импровизации. Не случайно русские пляски способны нести в себе любое содержание — комическое или лирическое, драматическое или трагическое. В этом удивительная жизненность и современность русского танца.
Рассказывая о русском танце, упомянем хлопки и хлопушки — элементы мужского танца. Они используются и во время прыжка, и во время присядок, и при других характерных движениях танца. Удары ладонями по голенищам сапог, по подошве, по бедру — одинарные, двойные, тройные - придают русскому мужскому танцу самобытность, лихость, виртуозность.
Перепляс — танец-состязание, где каждый из танцоров старается переплясать другого или целую группу, — очень популярен в России.