Журналистка Vanilla.su сходила на лекцию журналиста и популяризатора науки Алексея Тимошенко, организованную Европейским колледжем Liberal Arts в Беларуси.
 Алексей
Алексей
Миф № 1: «Природой заложено, что девочки больше любят розовое, а мальчики — голубое»
— Мне попадалась «гениальная» теория: любовь женщин к розовому сформировалась еще в Каменном веке, потому что тогда они занимались собирательством: спелые фрукты, ягодки, корешки, красного, розового, персикового цветов. А мужчины в те времена занимались охотой, потому полюбили голубой — цвет ясного неба. В чем же подвох?
У вас не возникает вопрос: как это происходит у людей с дальтонизмом?
Посмотрите на фото: вот плоды кассавы — съедобные коренья, которые употребляют в пищу в Африке, на прародине человечества. Они коричневые и закопаны в землю сантиметров на 10.
 Корни далеко не розового цвета
Корни далеко не розового цвета
А вот женщина с ребенком на спине, которая добывает еду в заливе Коронейшен: кругом снег и лед. 90% рациона инуитов и по сей день составляют мясо и рыба. И где же женщинам в таких условиях любоваться розовыми ягодками?
 «И где же женщинам в таких условиях любоваться розовыми ягодками?»
«И где же женщинам в таких условиях любоваться розовыми ягодками?»
Вернемся к охотникам. Получается, увидев такое пасмурное небо как сегодня, они махали рукой: «Ай, посидим пару дней без еды. А если погода не улучшится, то и неделю. Как охотиться в такую серость?»
Феномен розового и голубого действительно существует, но он обусловлен культурно.
Одежду какого цвета раньше носили дети? До конца XIX века вся детская одежда была серой — это естественный цвет натуральной ткани. Красители стоили безумно дорого.
Из-за того, что не было одноразовых подгузников, все дети до определенного возраста носили платья. Взрослым было удобно, чтобы ребенок мог без помощи взрослых сам сходить в туалет.
Когда начала развиваться промышленность, появилось много отходов каменноугольной смолы. Люди стали думать, куда ее девать, — химики синтезировали из нее очень дешевые красители.
Именно тогда и стали рассуждать, какой цвет больше подходит мальчикам, а какой девочкам. В американской прессе тогда писали, что мужчинам подходит одежда цвета бога войны Марса — красная. А маленьким мальчикам, соответственно, розовая. Женщинам же идет цвет богини любви Венеры — синий. А девочкам — голубой.
Но в конечном итоге все поменялось.
 «В американской прессе тогда писали, что мужчинам подходит одежда цвета бога войны Марса — красная. А маленьким мальчикам, соответственно, розовая. Женщинам же идет цвет богини любви Венеры — синий. А девочкам — голубой»
«В американской прессе тогда писали, что мужчинам подходит одежда цвета бога войны Марса — красная. А маленьким мальчикам, соответственно, розовая. Женщинам же идет цвет богини любви Венеры — синий. А девочкам — голубой»
Миф № 2: «У женщин есть гормон, который отвечает за мультизадачность и креативность»
— Читал я статью о том, как эстроген и дофамин влияют на женскую карьеру. Дескать, для женщин это гормоны многозадачности, которые обостряют память и внимание, позволяют делать несколько дел одновременно: печатать на компьютере, разговаривать по телефону и думать о том, в какой цвет покрасить волосы.
А тестостерон будто бы зацикливает мужской мозг на решении только одной важной проблемы.
Извините, а почему же тогда столько мужчин-авиадиспетчеров? Какая профессия, если не эта, требует мультизадачности, внимательности и хорошей памяти.
Я нашел научную публикацию по этой теме в журнале Psychological science.
Ученые выяснили, как влияют женские половые гормоны на многозадачность.
Оказалось, что когда у женщины в организме больше всего эстрогена, его пик приходится на период овуляции, ее мозг справляется с многозадачностью хуже мужского. Опять же: различия небольшие — это не значит, что во время овуляции все женщины работают хуже, чем произвольно взятый мужчина.
А в 2017 году исследователи проделали примерно ту же работу и вообще не обнаружили никакой связи между гормонами и мультизадачностью.
Миф № 3: «Женщины глупее, потому что среди них реже встречаются гении»
— Этот миф можно встретить как в научно-популярной литературе, так и в пабликах в социальных сетях. Обосновывают этот тезис тем, что женский мозг менее изменчив, чем мужской, поэтому среди женщин меньше людей и психическими отклонениями, и с гениальностью.
Читал русскоязычную статью, автор которой ссылался на исследователей университета Вашингтона: «Ученые доказали, что мужчины умнее женщин». Я очень долго искал оригинал публикации.
И вот что оказалось: испытуемых садили перед экраном, где показывали черно-белый узор. В тот момент, когда узор начинал двигаться, нужно было быстро нажать на кнопку. Мужчины это действительно делают немного быстрее. Говорит ли это о том, что мужчины умнее?
Более того, авторы отмечают, что люди с расстройствами аутического спектра еще быстрее справляются с заданием. Объяснения этому явлению пока нет.
Если говорить о том, почему женщин-гениев меньше, чем мужчин, то давайте вспомним Линду Нохлин. Она написала статью «Почему не было великих художниц?» Если в двух словах, то в Средневековой Европе женщинам было запрещено рисовать обнаженные натуры. А это было неотъемлемой частью обучения академической живописи. Получается, женщины не могли получить необходимое образование.
В ХХ веке работала физик и радиохимик Лиза Мейтнер. Она проводила исследования в области ядерной физики, ядерной химии и радиохимии. После определенных заслуг ей позволили работать в институте — правда, выделили коморку с отдельным входом. Руководство относилось к женщинам предвзято, поэтому ни на какую помощь рассчитывать она не могла.
Когда я учился на физическом факультете, то был уверен, что сейчас-то условия для мужчин и женщин равны. Однако был преподаватель, который принципиально не ставил зачет всем девушкам в группе. Открытым текстом говорил: «Девушкам физика не нужна!» И у девушек было два варианта: искать возможность сдать предмет другому преподавателю или отчислиться.
Миф 4: «Женщины более эмоциональны»
— Вспомните спортивных фанатов. Можно ли сказать, что их не захватывают эмоции?
И мужчины, и женщины проявляют эмоции. Вопрос лишь в том, какие эмоции являются социально одобряемыми. Считается вполне естественным, если женщина, обидевшись, заплачет, а мужчина в этой же ситуации стукнет кулаком по столу.
 «И мужчины, и женщины проявляют эмоции. Вопрос лишь в том, какие эмоции являются социально одобряемыми»
«И мужчины, и женщины проявляют эмоции. Вопрос лишь в том, какие эмоции являются социально одобряемыми»
А о том, как правильно проявлять эмоции, «подобающие» твоему полу, нам рассказывают с детства. Классика же: «Мальчики не плачут».
Миф 5: «Женщины хуже ориентируются в пространстве»
— Да, есть работы, которые подтверждают: в среднем женщины немного хуже мужчин ориентируются, но глобального разрыва между результатами нет.
Как-то я увидел заголовок: «Слабая сторона большинства женщин — ориентация в пространстве». Автор текста утверждал, что некие ученые Азии провели исследования в лабиринте и выяснили: сумели найти дорогу 92% мужчин и лишь 8% женщин.
Я потратил час на то, чтобы выяснить, кто же такие эти ученые из Азии. Перерыл кучу научных статей. В итоге все же обнаружил один текст, который подходил под описание в хорошем научном журнале.
Ученые создали некий виртуальный лабиринт, кто любит играть в компьютерные игры, примерно представляет, о чем речь. В первом случае в нем не было никаких ориентиров, просто голые стены. Во втором имелись какие-то пометки.
Действительно, в лабиринте с голыми стенами мужчины находили выход быстрее, чем женщины. В лабиринте с указателями разница между средним временем мужчин и женщин была минимальна. При этом 92% и 8% не упоминались вообще — откуда взял эти проценты автор русскоязычного текста не понятно.
Вспомните реальный город. Сможете ли вы найти место, где не будет вообще никаких опознавательных знаков?
Миф 6: «Мозг женщин слабее мозга мужчин»
— Я наткнулся на текст с заголовком: «Ученые доказали, что мозг женщин слабее мозга мужчин». Как думаете, по какому критерию? Суть заметки сводилась следующему: если женщина во время игры в футбол получит удар мячом по голове, то последствия для ее мозга будут тяжелее, чем для мужского мозга в аналогичной ситуации. Используя эту логику, смело можно утверждать: мозг мотоциклистов намного сильнее мозга пешеходов — голову ведь защищает шлем. А мозг водителя «Белаза», который едет по той же дороге, вообще бьет все рекорды.
Урон, который получает мозг при травме, — это не то, про что стоит говорить в контексте интеллектуальных способностей.
Потом я нашел эту же новость в другом издании. Там журналисты сделали более честный заголовок: «Ученые доказали, что мяч опаснее для женского мозга, чем для мужского».
Миф 7: «Женский мозг не приспособлен водить машину»
— Встречаются высказывания о том, что у мужчин есть чуть ли не отдельный ген, который отвечает за навык хорошо водить машину.
Но давайте рассуждать логически: мы как биологический вид существуем несколько десятков тысяч лет. И что, как только с территории современной Беларуси сошел ледник, первые люди пришли на освободившееся место и мужчины сразу же начали водить автомобиль?
Машину изобрели только в XIX веке — для эволюции 200 лет ничего не значат. Вы ведь еще помните время, когда не было смартфонов? А сейчас они есть практически у каждого. Однако имеет ли смысл искать особый ген, который отвечает за желание лайкать фото в социальных сетях? Наличие смартфона в кармане — вещь абсолютно не биологическая, а привычка листать ленту новостей культурно обусловлена.
Миф 8: «Женщины — существа эгоистичные и хитрые»
— Олег Новоселов написал книгу «Женщина. Учебник для мужчины». Автор позиционирует себя в качестве специалиста по этологии человека. Правда к этологии он никакого отношения не имеет. Олег Новоселов закончил физический факультет Уральского университета. Потом занимался бизнесом: продавал мед и контрольно-измерительные приборы. Никакой научной работы он не вел.
И вот что он пишет: «Биологическая и социальная функция женщины — во что бы то ни стало выжить самой и по возможности сохранить потомство, хоть как-то его обучив».
Если это порог женщин, можно только гадать, какой беспредел среди мужчин творится.
Конечно, зачем мужчине выживать? «Сложно, не хочу! Я не хочу выживать, я мужик! Хочу мамонта и фыр-фыр-фыр». А потомство тем более без надобности мужчине.
Продолжаю цитировать автора: «Для максимальной выживаемости потомства женщинам, разумеется, были нужны совершенно иные качества, чем мужчинам для охоты и обороны: максимальная приспособляемость к условиям жизни и способность всячески избегать опасностей. То есть эгоизм, эгоцентризм, хитрость, изворотливость, консерватизм и трусость».
Смех смехом, но вокруг сообществ, которые эту книжку продвигают, сложилась довольно неприятная субкультура, оправдывающая насилие над женщинами, поведение «ушел от жены с ребенком — алименты платить не надо».
 «Смех смехом, но вокруг сообществ, которые эту книжку продвигают, сложилась довольно неприятная субкультура»
«Смех смехом, но вокруг сообществ, которые эту книжку продвигают, сложилась довольно неприятная субкультура»
Миф 9: «Желание женщин носить каблуки обусловлено биологически»
— Тот же Новоселов развивает теорию о том, почему женщины носят каблуки. По его мнению, женщины подсознательно стремятся удлинить ноги, потому что в мозге наших далеких предков было записано: когда у обезьяны изменяются пропорции нижних конечностей по отношению к телу, она готова к размножению.
И чем раньше самец заметит созревшую самку, тем больше у него шансов перенести свой геном в следующее поколение.
Я полез смотреть, как изменяются пропорции человека. Так вот: пропорции нижних конечностей перестают изменяться и у мужчин, и у женщин, после 6 лет.
У шестилетнего ребенка уже примерно такие же пропорции тела, как у взрослого человека: от 2 до 6 лет человек изменяется больше, чем от 6 до 12 или от 12 до 25.
Вам не кажется, что теория начинает педофилией попахивать?
Но вернемся к каблукам. Обувь на каблуках начали носить в XVI веке мужчины. Она была предназначена для верховой езды. Хотя такая обувь в ту пору сродни современному спорткару: непрактично, дорого, но куча понтов.
Атрибутом женской обуви каблук стал намного позже.
В древнем египетском обществе и во многих других обуви на каблуках не было.
Если бы это была биологическая закономерность, мы бы видели во всех обществах примерно одно и то же.
 «Пропорции нижних конечностей перестают изменяться и у мужчин, и у женщин, после 6 лет»
«Пропорции нижних конечностей перестают изменяться и у мужчин, и у женщин, после 6 лет»
Как понять, что текст — псевдонаучный?
— Первый признак: текст начинается с тезиса о том, что современная наука ангажирована*. Ни разу не видел, чтобы после этого последовало что-то разумное.
Обычно начинается что-то вроде: «Американцы не высаживались на Луне» или «Все языки произошли от…», тут надо вставить язык той страны, откуда автор текста».
Второй признак: автор пытается убедить в неполноценности того или иного пола, и тем более той или иной расы.
Третий признак: текст основывается на стереотипах, а автор стремится доказать, что они обусловлены биологически.
*Ангажирована — оплачена. Компания, которая оплачивает исследования, получает нужные данные.
 
 