Незабываемые встречи в общем вагоне: студент-проводник и цыганский табор

За окном вагона, на фоне черной ночи, проплывают силуэты еловых вершин. Это моя последняя ночная смена проводником в общем вагоне поезда Москва – Владивосток. Утром поезд прибудет на Ярославский вокзал, пассажиры разойдутся, а я, сдав белье и инвентарь, получу расчет и попрощаюсь с железной дорогой. Это был мой летний заработок – студент МАИ, решивший провести каникулы с пользой и приключениями. Работа оставила ярчайшие впечатления, но учеба зовет обратно.

Мир в движущемся вагоне

За месяц я повидал самых разных людей: от геологов и военных до конвоиров с задержанными. Ночью, когда спать не хочется, пассажиры часто ищут общения с проводником. За бутылкой чая или чего покрепче (которую всегда можно было достать) лились откровенные разговоры и невероятные истории.

«Трамвай» и нежданные гости

Мне достался так называемый «трамвай» – общий вагон, где на 88 официальных мест кассиры продавали билеты без счета. Первый рейс преподнес сюрприз: на перрон валом повалил цыганский табор – человек двадцать, от стариков до младенцев. Их билеты были до Хабаровска. Тогда это казалось испытанием, но сейчас я благодарен за этот уникальный опыт, позволивший хоть краем глаза увидеть быт и нравы этого загадочного народа.

Они быстро обжили несколько купе. Один туалет превратили в прачечную, спали на всех полках и на полу, щедро угощали детей апельсинами, из-за чего пол был усыпан кожурой. Угроза санитарного контроля, который мог высадить проводника с поезда, заставила меня провести «воспитательную» беседу с атаманом. Угроза высадки на полустанке подействовала... но ненадолго. Через полчаса кожура снова украшала пол.

Иерархия, быт и философия

В таборе царила четкая иерархия. Во главе – атаман, колоритный мужчина с серьгой. Финансами ведал седобородый казначей, а женщины и дети подчинялись пожилой цыганке. При этом наличные хранились в глубоких карманах юбок у девочек-подростков, которые по первому требованию старших выдавали скрученные пачки денег.

Однажды, куря в тамбуре и глядя на сибирскую тайгу, атаман мечтательно заметил: «Эх, мне бы этот лес на Кубани...». На мой удивленный вопрос «Зачем?» он искренне возмутился: «Ты знаешь, сколько стоит этот лес на Кубани?!». В разгар беседы к нам подскочил семилетний мальчишка с требованием: «Дай закурить!». Получив подзатыльник за наглость и брошенный окурок, он тут же был обласкан тем же атаманом: «Хороший парень. Пусть курит».

На вопрос о документах атаман ответил, что у всех есть паспорта и прописка под Одессой, где они числятся артелью лудильщиков. Путешествовали они, по его словам, свободно, даже за границу, пользуясь особым доверием на границах. Правда это или красивая легенда – не знаю.

Молодость, армия и вольные нравы

Среди них была юная пара: ей – пятнадцать, ему – семнадцать, с грудным ребенком. Девушка была невероятно красива. Юноша виртуозно играл на детской дудочке и пел. На вопрос об армии он ответил, что его брат сбежал за полгода до дембеля и теперь «мотает» срок в дисбате. Сам же он планировал избежать службы законным путем: «Через год у меня уже двое детей будет, а с двумя детьми в армию не берут».

Были и менее приятные эпизоды. На одном полустанке я стал свидетелем, как две цыганские девчонки, не торопясь, обчищали карманы пожилой женщины, которая, будучи обременена мешками, могла только кричать.

Внезапная высадка

Подъезжая к Иркутску, атаман, увидев на платформе своих, мгновенно собрал весь табор. «Здесь можно заработать», – бросил он на прощание, махнув рукой на билеты до Хабаровска. Они сошли всей толпой, оставив после себя характерный беспорядок и... две недостающие подушки из моего вагона.