Я уже давно задумывался, почему возникают всевозможные расовые и гендерные предрассудки. Почему мы зачастую оцениваем друг друга сугубо по внешним признакам. Я понимаю, когда мы затрагиваем какие-то философские, религиозные или политические вопросы... Но оценивать человека исключительно из-за того, что он отличается от нас разрезом глаз или цветом кожи, или из-за того, что он принадлежит к другой культурной среде... Я всегда, где-то внутри себя, считал это полным абсурдом, хоть и сам, признаюсь, не всегда сдерживал себя в нелестной оценке подобных людей.
Однажды мне встретилось такое понятие, как "социальная идентичность" или выражаясь более простым языком: "чувство принадлежности к определённой группе". И именно его я хочу взять для разъяснения того, почему возникают иногда межнациональные конфликты.
За основу моих рассуждений я взял труд американского психолога Дэвида Майерса "Социальная психология. Интенсивный курс". Приведу некоторые выдержки из этой книги:
Австралийский социальный психолог Джон Тернер совместно с английским социальным психологом Генри Таджфелом предложили теорию социальной идентичности. В ней говорится следующее:
- Мы распределяем людей по категориям. Мы находим удобным распределять людей, включая и себя лично, по категориям. Присвоить человеку ярлык: хинди, шотландец или водитель автобуса — наикратчайший путь поведать о нем и многие другие вещи.
- Мы устанавливаем свою идентичность. Мы связываем самих себя с определенной группой, называя ее наша группа.
- Мы сравниваем себя с другими. Мы противопоставляем свою группу чужим — людям вне нашей группы. Членством в своей группе отчасти мы оцениваем себя. Ощущение того, что «мы вместе», усиливает нашу Я-концепцию( осознание того, что мы из себя представляем). Это благоприятное для нас чувство. Мы испытываем не только уважение к себе, но и гордость за нашу группу.
Обратите внимание: Оказалось, мой кот – психолог и решатель конфликтов со стажем..
Сознание того, что наша группа — самая лучшая, помогает нам чувствовать себя еще комфортнее.Также доктор Майерс акцентирует внимание и на численность группы, к которой примыкает человек:
Мы также сильнее склоняемся к предпочтению своей группы, когда она по сравнению с другими группами невелика и ниже их по статусу. Когда мы являемся частью малой группы в многочисленном окружении, мы более отчетливо ощущаем свою связь с ней. Когда нас большинство, мы реже думаем об этом. Быть иностранцем или чернокожим в студенческом городке, где белые составляют большинство, или быть белым студентом там, где большинство студентов — чернокожие, значит более остро чувствовать свою социальную идентичность и вести себя соответствующим образом.
Теперь попробуем составить резюме по всему выше написанному, и разъясним это более простым и доступным языком:
Итак, мы с вами поняли, что человек издавна стремится принадлежать к какой-то определённой группе, поскольку в группе легче прокормиться и защитить себя. Человек отождествляет себя с конкретной группой, и считает себя с ней практически чуть ли не одним целом, особенно это ярко проявляется при сравнении своей группы с другими. В своей группе ты также можешь получить одобрение, что несомненно для любого человека тоже важно. Также мы с вами поняли, что у человека всегда почему-то существует навязчивое желание делить всё подряд на категории, классы, подклассы и прочее, и исходя уже из этого навешивать ярлыки. В свою очередь на чувство принадлежности к определённой группе (или на социальную идентичность) влияет численность и размер этой самой группы, в которой тот или иной человек состоит. Возможно именно этим можно объяснить, почему в некоторых странах формируются целые диаспоры.
Именно социальная идентичность заставляет нас болеть за спортивный клуб своего города, региона, страны. Болеть за свою национальную сборную и за своих спортсменов. Именно благодаря социальной идентичности мы пытаемся, при изучении истории своей страны, выискивать своих героев и расхвалять их; а герои других стран и наций нас вообще, как правило, мало интересуют. Именно социальная идентичность лежит в основе таких поговорок как "Каждый кулик своё болото хвалит" или " Своя рубашка ближе к телу". И именно она по сути является основной причиной всевозможных межгрупповых и межнациональных конфликтов, в том числе и войн.
На этом у меня всё. Если понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. В дальнейшем я планирую написать ещё много интересных статей.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Основная причина межнациональных конфликтов..