Своеобразие молодежного стиля
Молодое поколение всегда стремилось выделиться, и это ярко проявлялось в особой манере ношения праздничного наряда и головных уборов. Юноши, например, демонстративно отличались от взрослых мужчин способом ношения пояса. Если зрелые мужчины подпоясывали исключительно рубаху, то парни летом опоясывали ею рубаху, а зимой — верхнюю одежду. Их головные уборы также несли отпечаток юношеского бравады: украшенные лентами и пряжками шляпы они носили с легким наклоном набок, в то время как мужчины надевали их прямо. Особой романтической нотой служили пояса с вышитыми признаниями вроде «Кого люблю, того дарю», что было чисто молодежной традицией.
Женские различия: девичество и замужество
Девушки также четко отделяли себя от замужних женщин через детали костюма. Способ завязывания платка был одним из таких маркеров: девушки складывали его в узкую ленту, обвязывали вокруг головы и спускали концы на спину, что для женщин считалось неподобающим. В стремлении к нарядности девушки могли накинуть на плечи до пяти платков разного цвета и размера, заправляя их концы за лямки сарафана. Женщины же ограничивались одним длинным платком, закрепленным на груди булавкой. Силуэт также подчеркивал статус: девушки туго затягивали пояс, акцентируя талию, тогда как замужние женщины одевались так, чтобы сгладить изгибы фигуры, что соответствовало традиционным представлениям о скромности.
Для девушки праздничный наряд имел особое, почти сакральное значение, гораздо большее, чем для юноши. Последние годы перед свадьбой она посвящала в основном созданию именно праздничного гардероба, вкладывая в это мастерство и душу.
Влияние городской моды на традиционный костюм
Проникновение городских веяний в деревню стало заметным явлением. Например, в Мезенском регионе, включая не только города, но и села, огромную популярность получил ансамбль «парочка» — кофта и юбка из одинаковой ткани. Также в моду вошли гарнитуры — платья из покупных материалов: кашемира, тафты, штофа. В их отделке причудливо сочетались традиционные элементы, вроде широких полос машинного кружева на подоле, и новые городские детали — защипы и пышные оборки из кружева на лифе. Завершали праздничный образ шелковые платки, шали или изящные кружевные косынки.
Городской покрой в деревне: пример казачка
Любопытный пример адаптации городской моды наблюдался в Мелентьевской волости Олонецкой губернии. Здесь из покупных тканей шили «казачок» — приталенную распашную кофту городского фасона. Ее отличали пышные, присборенные у плеча рукава с широкими манжетами и отрезная линия проймы. Приталенный силуэт создавался с помощью вытачек и мелких складочек. Этот модный городской элемент молодежь носила поверх традиционного сарафана, создавая уникальный гибридный образ, символизирующий связь эпох.