Традиционный костюм Архангельского Севера: многослойность, статус и смешение стилей

Многослойность как идеал красоты и статуса

Для народного костюма Архангельского Севера была характерна особая многослойность. Женщины и девушки надевали одновременно несколько рубах и сарафанов, создавая впечатление дородности, которая в ту эпоху считалась эталоном женской красоты. На праздник поверх нижнего сарафана обязательно надевался яркий верхний, причем так, чтобы из-под него был виден край нижнего. Девушки с худощавой фигурой, стремясь соответствовать идеалу, могли надевать под сарафан дополнительно несколько нижних юбок, чтобы визуально увеличить объем.

Обязательные аксессуары: пояса и головные уборы

Важнейшим элементом костюма был пояс — без него не принято было выходить даже за порог дома. К дорогим шелковым сарафанам подбирали покупные пояса с нарядными кистями на концах. Для повседневных или более простых сарафанов использовали широкие пояса, которые плели или ткали из шерсти, часто в три-четыре цвета.

Зимняя праздничная одежда сохранилась хуже летней, но известно, что зимним девичьим головным убором служила особая шапочка, которую могли позволить себе только зажиточные крестьянки. Девушек, носивших такой убор, называли «шапочницами». Шапочку украшали длинными шелковыми лентами (от трех до пяти), причем самую красивую верхнюю ленту складывали бантиком. Под шапочку, как и под летнюю повязку, поддевали несколько платков из ситца — белых и красных, оставляя видимой лишь их узкую кайму.

Зимний наряд: тепло, красота и «кольчуга» из украшений

В холодное время года девушки поверх шубки накидывали шали, а поверх них особым образом укладывали еще три ярко-красных шелковых платка. Завершали этот сложный образ массивные нагрудные украшения: от трех до пяти серебряных цепочек с крестами, которые переплетали с янтарными бусами. Иногда количество ниток янтаря также доходило до пяти. В таком убранстве грудь девушки выглядела мощной, словно закованной в кольчугу. Украшения зимой надевали прямо поверх шубки. Шею закрывало специальное украшение — «перлышко» или «перло» — узкая полоска льняной ткани, богато расшитая бисером, речным жемчугом и украшенная перламутровыми пластинками.

Одежда как социальный маркер и демонстрация взросления

На Архангельском Севере наличие всего одного праздничного наряда у молодого человека или девушки брачного возраста считалось неприличным. Праздничная одежда для молодежи была важным социальным маркером, первой публичной демонстрацией нового статуса взрослого человека. Как отмечали современники, «при достижении половой зрелости начинают прилично одевать». Парень, готовящийся к женитьбе, стремился обзавестись новым костюмом и головным убором к каждому крупному празднику. Это было вопросом престижа: хвастовство и обсуждение нарядов входило в правила общения среди молодежи.

Влияние городской моды и сосуществование стилей

Уже с 1880-х годов в деревнях Архангельского Севера исследователи отмечали широкое распространение одежды городского, европейского образца, причем новшества в первую очередь перенимала молодежь. Например, в Олонецкой губернии девушки стали носить платья, сшитые по журнальным картинкам, шляпки и даже брали с собой зонтики. В деревне Куростров праздничный наряд девушки мог включать несколько юбок и кофт, пальто, перчатки, ботинки с резиновыми калошами и несколько платков.

Однако переход на городскую моду не означал полного отказа от традиционного костюма. Старые и новые стили уживались вместе. Парни продолжали носить «александрийские рубахи» (косоворотки из красного шелка или сатина) и кафтаны из фабричного сукна. Описание наряда жениха в свадебных обрядах могло звучать как настоящая хвалебная песнь, где перечислялись дорогие рубахи, расшитые золотом пояса и прочие детали традиционного костюма, подчеркивающие достаток и статус.