Особенности речевой деятельности школьника

При обследовании выясняется состояние импрессивной (понимание обращенной речи) и экспрессивной речи.

1. Изучение импрессивной речи.

А. Обследование фонематического слуха включает три вида заданий:

1)опознание изолированного звука в ряду других звуков и слогов (на­пример, поднять руку на звук «ш» в ряду звуков с максимальной контрастно­стью: б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; со слабой контрастностью для «ш»: п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; ба, ша, ха, фа…; с минимальной контрастностью для «ш»: с, ш, ж, з, ш, х, ж, ш, са, ша, жа, за, ша, ща…);

2)опознание звука в слове (задания составляются аналогично — с мак­симальной, слабой и минимальной контрастностью);

3)опознание позиции звука в слове — в начале, в середине, в конце слова.

Б. Обследование понимания слов: часто встречающихся в разговорной речи, редко встречающихся в разговорной речи, имеющих собирательное значение, близких по значению.

В. Обследование понимания предложений: а) понимание команд, б) понимание логико-грамматических конструкций — флективных («Покажи карандашом тетрадь»), сравнительных, предложных («Нарисуй крест под кружком, круг — под крестом»), выражений со страдательным залогом («Колю ударил Петя. Кто драчун?»).

Г. Обследование понимания интонационного характера предложений.

Д. Обследование понимания грамматических категорий (род, число, па­деж) обычно осуществляется при помощи вопросов по картинке.

Е.

Обратите внимание: Новая жизнь с понедельника?.

Обследование понимания контекстной речи (восприятие текстов) происходит при помощи таких заданий, как подбор картин, соответствую­щих читаемому тексту; понимание переносного смысла текста, пословиц, метафор. При анализе и оценке особенностей импрессивной речи обращает­ся внимание, главным образом, на адекватное восприятие звуков речи, диф-ференцировку близких по звучанию гласных и согласных, их комплексов, оппозиционных фонем, понимание значений слов и коротких фраз, способ­ность удержать в памяти относительно длинное предложение.

1. Обследование экспрессивной речи обычно включает в себя следую-
щие моменты.

А. Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное про­изношение звуков) включает следующие задания: повторить изолированные звуки, произнести звуки в слогах; произнести отдельные фразы, назвать пред­метные картинки.

Б. Обследование активного словаря происходит при помощи целого ряда заданий такого типа, как называние предметных картинок, сходных предметов, заканчивание фразы, подбор слов-синонимов к данным словам, подбор слов-антонимов к данным словам, выявление глаголов, прилагательных, наречий.

В. Обследование грамматического строя речи включает выяснение осо-гбенностей грамматических связей слов и состава предложений. Для этого предлагаются задания типа: составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам; составить предложение по опорным словам; проанализировать предложение; составить рассказ по сюжетной картинке; пересказать прослу­шанный рассказ (см. материал к методике «Воспроизведение рассказов»).

При анализе выполнения заданий, направленных на оценку экспрес­сивной речи, учитываются такие важные элементы, как темп речи, ее мелодические характеристики (эмоциональная выразительность), плавность речи, наличие напряжений, запинаний, затруднений приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски артикуляций, способность плавного перехода от одной артикулемы на другую.

Консультация психолога через скайп

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Особенности речевой деятельности школьника.